В совместном исследовании Data Insight и RBK.money рассматриваются возможности использования онлайн-платежей при покупках и оплате услуг, а также исследуется платежное поведение покупателей в нескольких особых случаях расходы, связанные с детьми, покупка подарков на праздники, платежи во время отпуска, оплата онлайн-игр, совершение регулярных платежей (за ЖКХ, интернет, мобильную связь и т. п.).
Кроме того, авторы исследования выдвинули и проверили гипотезы о наиболее популярных способах оплаты в разных сферах бизнеса, основных преимуществах и проблемах, которые возникают при их использовании, а также о ключевых паттернах их применения.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Самый популярный способ оплаты товаров и услуг онлайн-платеж банковской картой. Только 9% опрошенных ни разу за последний месяц не совершили онлайн-платеж банковской картой в момент заказа.
Онлайн-платеж банковской картой самый распространенный способ оплаты. Он существенно опережает все остальные в абсолютном большинстве изученных сегментов. Второй по популярности способ наличные. При оплате услуг такси наличные используются наравне с картами, а для оплаты услуг нотариусов, юристов и других специалистов остаются самым популярным способом оплаты. Дальше следуют офлайн-платежи картами в момент получения покупки. Каждый из этих трех методов использовали более половины пользователей, ни один из менее популярных способов не достиг такого показателя.
Наименее популярны системы быстрых платежей и криптовалюта она используется в крайне незначительном количестве случаев.
Характерные способы оплаты есть в младших (1824 и 2435) и самой старшей (5564) возрастных группах, однако они не очень сильно выражены. Для молодежи характерно использование мобильных платежных систем, а электронными кошельками и интернет-банками они пользуются меньше остальных.
У следующей возрастной группы (2534) сохраняется предпочтение мобильных платежных систем, однако они также пользуются электронными кошельками и интернет-банками. У самой старшей группы (5564), наоборот, характерный способ оплаты электронные кошельки, а мобильными платежными системами они пользуются реже.
Разнообразие способов оплаты зависит от сегмента, наибольшее разнообразие демонстрируют сервисы доставки еды. При этом наличие удобного способа оплаты и безопасность платежа влияют на решение о покупке сильнее, чем скидки или бесплатная доставка.
Структура платежей в большинстве сегментов отличается. Однако почти везде ведущую роль играют онлайн-платежи картой. Наиболее сильно выделяются такси, мобильная связь, коммунальные услуги, оплата подписки на контент и онлайн-игры.
При изучении способов оплаты авторы исследования выявили две тенденции:
· В некоторых сегментах бизнесы подключают разные методы оплаты и количество популярных методов увеличивается (это, например, такси и заказ еды).
· В других сегментах все сводится к одному способу оплаты, которым, так или иначе, вынуждены пользоваться все потребители (это, например, авиа- и ж/д билеты).
Наибольшее разнообразие способов оплаты демонстрирует сегмент заказа готовой еды на дом. Однако ситуации, когда пользователь не может совершить покупку из-за отсутствия удобного метода оплаты, по-прежнему случаются. 18% опрошенных приходилось отказаться от покупки по этой причине.
У 41% опрошенных есть сумма, выше которой они не стали бы совершать онлайн-платежи по соображениям безопасности. Медианное значение 10 000 рублей. У остальных такого порога нет, или они не задумывались об этом.
Самое главное при выборе способа оплаты это размер комиссии. Почти 25% пользователей обращают на него внимание в первую очередь, а среди остальных 53% называют его в качестве второго важного фактора. Также важна защищенность данных.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс IT-индустрия, Электронная торговля, Современный потребитель, СидимДомаЭкономика и Предпринимательство, посвященных взаимоотношениям потребителей и предпринимателей, а также социально-экономическому развитию в целях повышения уровня и качества жизни во всем мире благодаря совместным усилиям государства, бизнеса и гражданского сообщества.