В марте 2021 года Christies провел аукцион, где продавался коллаж из 500 тысяч цифровых картинок, которые с 2007 года создавал художник, известный как Beeple. Результат 13-летней работы ему удалось продать за $69 млн. Это была крупнейшая сделка на рынке цифрового искусства и первый цифровой лот такого масштаба, выставленный и проданный на Christies. До октября 2020-го самая большая сумма, которую Beeple получал за свои работы, не превышала $100, пишет The Verge. Теперь же The First 5000 Days самый дорогой лот цифрового искусства в истории, который стоит дороже некоторых картин Делакруа.
Покупатель, пожелавший остаться неизвестным, получил не картину. Он получил код. Уникальный и единственный. Его нельзя потрогать, повесить на стену, положить в сейф или надеть на шею. Что же случилось на рынке предметов искусства, если даже один из самых авторитетных аукционных домов Christies признал силу NFT-искусства?
Определяемся с понятиями
Блокчейн-искусство, криптоарт или NFT-арт цифровое искусство, которое продают за NFT-токены. Чаще всего гифки, фото, мемы, видео, цифровую живопись и не только. Например, музыканты тоже обратили внимание на рынок NFT: в марте рок-группа Kings of Leon первой в мире выпустила свой новый альбом When You See Yourself в формате трех токенов NFT.
Вообще же любой художник или селебрити может выпустить токены на одной из специализированных платформ и привязать их к предмету искусства или какому-то событию (например, Хабиб Нурмагомедов привязал собственные NFT-токены к карточкам, которые будут выпущены в честь завершения его карьеры).
NFT расшифровывается как nonfungible token, «невзаимозаменяемый токен». Обычно токены (то есть части блокчейн-цепочки) можно заменить один на другой, и от этого ничего не изменится. NFT-токен же уникален и замене не подлежит. По сути это тот же сертификат подлинности, за который в офлайн-искусстве эксперты-искусствоведы берут немалые деньги.
Работает все следующим образом: художник загружает предмет искусства на специальную платформу, конвертирует в один или разбивает на несколько NFT-токенов и выставляет на продажу на какой-то площадке или маркетплейсе.
Художники чаще всего используют NFT, поскольку продажи быстрые, деньги получить можно почти сразу, а сам NFT защищает их авторство. Кроме того, авторам отчисляется процент при каждой последующей продаже NFT своего рода «автоматические авторские».
На площадки по продаже NFT-арта приходят покупатели. Чаще всего криптоарт приобретают за Ethereum (эфиры), но эта криптовалюта стала понемногу терять безоговорочное лидерство (на пятки наступает, например, Binance Smart Chain). Покупатель становится единственным обладателем прав на предмет искусства или его части (если токенов несколько). Причем обладателем не предмета искусства (его, по сути, не существует в реальном мире), не авторских прав (они остаются у художника), а именно права на владение этим предметом искусства. Впрочем как, например, в случае с рекордным 69-миллионным лотом Beeple, «с туманными правами». Которые то ли позволяют, то ли нет использовать это право на владение, чтобы зарабатывать на коммерческой демонстрации (ведь авторские права по-прежнему у художника).
За криптоартом нужно идти на специальные галереи-площадки или маркетплейсы. Это NBA Top Shot, CryptoPunks, OpenSea, а также, например, созданная русскими стартаперами Rarible. Поскольку криптоарт продают за криптовалюту, для покупки нужен кошелек с эфирами, который можно создать на специально предназначенных для этого платформах.
Впрочем, по мнению искусствоведа и арт-консультанта Татьяны Стискиной, галерей с криптоискусством, на которые можно было бы полностью положиться, сейчас нет. «К сожалению, интерес к NFT настолько возрос, что площадки не справляются с тем, чтобы отслеживать все случаи мошенничества и тем более поддерживать фильтр художественного качества. Криптоискусство сейчас развивается очень быстро, но еще быстрее в NFT-нише увеличивают свою узнаваемость топовые digital-художники и те, кого покупают хотя бы за пару сотен долларов», говорит она.
Действительно, рынок криптоарта поражает воображение темпами роста. В I квартале 2021 года индустрия блокчейн-искусства выросла на 639% в годовом исчислении, а на NFT пришлось более $1,5 млрд в объеме транзакций, что стало новым рекордом. Согласно отчету Dapp Industry Report от DappRadar, речь идет об увеличении на 2627% по сравнению с последним кварталом 2020 года.
САМЫЕ ДОРОГИЕ И ИНТЕРЕСНЫЕ ДРОПЫ И КОЛЛЕКЦИИ КРИПТОАРТА (ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА)
• $69 млн Beeple (Майк Винкельманн), The First 5000 Days. Лот на Christies купил анонимный криптоинвестор под псевдонимом Metakovan, основатель фонда Metapurse, который вкладывается в NFT.
• $7,58 млн аватар CryptoPunk #3100. Примерно столько же коллекционеры заплатили за аватар CryptoPunk #7804.
• $6,6 млн Beeple, гифка CROSSROAD. Покупатель аноним.
• $5,8 млн коллекция криптоарта WarNymph, которую продавала жена Илона Маска певица Граймс. Однако лоты все время меняют хозяев и растут в цене.
• $2 млн экс-звезда бейсбола и художник Мика Джонсон, который всего за 28 часов продал на Nifty Gateway свои произведения искусства. Одним из лотов стала последняя работа художника скульптура из литой смолы под названием AKU.
• $1700. Художник из России Nota Numeri выставил на площадке foundation.app свою работу под названием New York [2021] за $1700, и уже есть первая ставка на аукционе. Работа состоит только из цифры жителей Нью-Йорка.
Лидеры цен постоянно меняются, но актуальную информацию можно узнать на dappradar.com/nft
Хайп, криптолихорадка и немного тщеславия
По мнению Виктора Дорохова, преподавателя программы «Цифровая экономика» ИМЭБ РУДН, 2021-й не стал уникальным годом для этой сферы. NFT-токены как предметы коллек ционирования впервые получили популярность еще в 2018 году. Достаточно вспомнить феномен CryptoKitties, когда коллекционеры собирали виртуальных «котов», цены на которых порой превышали $300 тысяч. Вторая волна популярности связана с активным развитием DeFi-сегмента (децентрализованные финансы) на рынке блокчейн-решений, где NFT является одним из направлений. Интерес к NFT подогревается различными инфоповодами. Например, картина известного художника Бэнкси была оцифрована, сожжена под видеозапись, а затем продана в качестве NFT-токена за $382 тысячи. До этого ее стоимость оценивалась в $95 тысяч.
Почему же люди покупают за огромные деньги то, что нельзя подержать в руках? Во-первых, это хайпово, во-вторых, в криптотусовке обладать правами на первый твит так же престижно, как традиционному коллекционеру повесить у себя в гостиной подлинник Ван Гога или поставить в холле настоящего Родена. Ну и в-третьих, многие надеются, что со временем с криптоартом произойдет то же самое, что с биткоином, и те, кто был первым, станут миллиардерами.
К тому же, как отмечает блокчейн-архитектор, основатель платформы Erachain Дмитрий Ермолаев, на NFT обратили внимание несколько очень известных людей, один из них Илон Маск.
Кто покупает?
Главные покупатели криптоарта миллениалы (37% респондентов, которые уже купили NFT), свидетельствуют данные исследования Adweek и The Harris Poll. Также покупатели считают себя одновременно инвесторами и коллекционерами (22% опрошенных). Инвесторы зарабатывают на перепродаже токенов, стоимость которых может вырасти в сотни раз за пару месяцев, а коллекционеры создают криптогалереи и наслаждаются тем, что у них есть исключительное право на владение, подтвержденное блокчейн-технологией.
«Многие из тех, кто покупает NFT, давно на рынке криптовалют и обладают большим объемом цифровой ликвидности, такими приобретениями они диверсифицируют свой портфель цифровых активов», говорит Виктор Дорохов.
А вот как объясняет мотивы потребителей криптоарта Дмитрий Ермолаев: «NFT по своей сути это благотворительность + коллекционирование + авторство. Если у вас есть криптовалюта, которую вы заработали на росте курса, то есть без большого труда, то психологически вы готовы ее потратить на что-то новое и необычное. Потратить не глядя, авось в будущем это тоже принесет доход. Покупатели NFT поощряют авторов и надеются, что их NFT когда-то еще вырастет в цене».
Доколе?
Исследования Adweek и The Harris Poll показывают, что 40% из тех, кто знаком с NFT, рассматривают возможность покупки, а 42% утверждают, что популярность токенов не продлится и пяти лет.
«Пока что мир криптоарта больше напоминает азартную игру в декорациях Дикого Запада, соглашается с мнением большинства опрошенных Adweek Татьяна Стискина. Если вы внимательно посмотрите на сделки с NFT, то заметите: в основном художники покупают работы друг друга. Это делается для создания шума в инфополе (особенно на фоне ежедневного появления новых NFT). Безусловно, все игроки на арт-рынке ищут любые возможности адаптироваться к новой золотой лихорадке. Если вы далеки от криптосообщества, то обратите внимание на топовые вещи, которые уже имеют вес в арт-комьюнити. Например, CryptoPunks».
Впрочем, крупнейшие аукционные дома не согласны. Sothebys и Philips вслед за Christies недавно объявили о своих продажах цифрового искусства. Хотя, кажется, раскаленный рынок начал все же понемногу остывать. В конце марта Bloomberg сообщил, что средний дневной объем NFT, проданных на торговых площадках, упал с $19,3 млн до $3,03 млн.