Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инвестиции в инфраструктуру. 2016+

Исследования
1 августа 2017

В 2016 г. расходы бюджетной системы на инфраструктуру продолжат сокращаться в реальном выражении и составят максимум порядка 2,1% ВВП. Ограниченные бюджетные ресурсы будет всё труднее получить: власти ужесточают бюджетную дисциплину, не всегда учитывая последствия для инфраструктурного рынка. Фонд национального благосостояния в ближайшие годы останется миражом: инициаторы проектов уже скорее по инерции рассчитывают на его средства, всерьез не ожидая реального финансирования новых проектов. Расширить сокращающиеся возможности государства способны инструменты ГЧП и концессий. Власти всех уровней все чаще признают, что во многих случаях это единственный способ реализовать проект, нацеленный на решение той или иной государственной задачи, на которую в моменте недостаточно денег в бюджете.

Несмотря на ряд ограничений, в ближайшие годы теоретически доступных инфраструктуре средств на рынке по-прежнему будет больше, чем качественных проектов, которые реально готовы их привлечь. Потенциал банковского рынка по финансированию инфраструктурных проектов остается недоиспользованным в основном — в силу субъективных причин: банки «плохо знают предмет», инициаторы чрезмерно увлекаются коммуникациями с госбанками.

Судьба обязательных пенсионных накоплений не ясна, но и в предыдущие годы объем их инвестирования в реальные инфраструктурные облигации мог бы быть более существенным: инвесторов ограничивала нормативная база и, что более существенно, отсутствие необходимой инфраструктурной экспертизы у большинства игроков пенсионного рынка. Формирование класса equity инвесторов в инфраструктуру — пока дело будущего, но отдельные новые игроки могут выйти на рынок уже в 2016-2017 г.

В ближайшие годы инфраструктурный рынок продолжит оставаться под влиянием не только экономических, но и политических факторов. Политизированность инфраструктурного рынка вместе со спецификой общественных рисков становятся особенно важными в предвыборный период и могут сказаться на отборе запускаемых проектов, а также на сроках их реализации.

Проекты, запускаемые в ближайшие годы, скорее всего будут в большей степени направлены на реализацию предвыборной повестки властей: так, приоритет может быть отдан социальным объектам и городскому благоустройству, где появляется все больше ГЧП и концессий. Проекты в транспортной инфраструктуре, в которой ГЧП и концессионные механизмы в предыдущие годы были наиболее востребованы, также продолжат вызывать интерес и у инвесторов, и у властей, но последние будут стремиться запустить проект в работу в «инвестиционном» смысле, а запуск строительства назначить на период после выборов, чтобы избежать высоких общественных рисков, свойственных этой стадии. Более подробный анализ этих и иных финансовых и отраслевых трендов вы найдете в данном обзоре.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
4 августа 2017
Земля для людей

Эксперты ЦСР в новом докладе «Земля для людей» считают, что российская земля используется с низкой отдачей — вместо того, чтобы быть важнейшим источником и инструментом развития, она превратилась в барьер на пути устойчивого роста и повышения благосостояния граждан, муниципальных образований, регионов и в целом страны.


Экспертное мнение
5 октября 2021
Коренные малочисленные народы Севера в условиях освоения Арктической зоны Российской Федерации

Рассмотрены вопросы взаимодействия коренного населения Севера и добывающих компаний. Дана характеристика существующим формам социального партнерства. Предложены меры по повышению эффективности партнерства КМНС и крупного бизнеса на основе более активного привлечения местных специалистов к управлению в природоэксплуатирующих производствах.

Экспертное мнение
8 ноября 2022
Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы

Доклад Главного исполнительного директора ПАО «НК «Роснефть» И.И. Сечина «Всемирный потоп на энергорынке. Второе похищение Европы» на Специальной сессии XV Веронского Евразийского экономического форума.


Статьи
13 июня 2022
Экономический рывок

Говорят, что если бы не было кризисов, то их нужно было бы придумать. Согласиться с этим доводом могут лишь те, кто знает, как не спасовать, а переформатировать имеющиеся ресурсы и извлечь из кризиса максимум пользы, открыв для себя новые горизонты для развития. Изменение мирового порядка, происходящее сегодня, влечет за собой многослойные процессы преобразований и адаптации. Их можно увидеть на примере регионов, которым удается умело формировать новые точки роста. Одним из передовиков этого направления стала рязанская область. Руководство региона трактует сложившуюся ситуацию как прямую возможность для экономического рывка. И не только утверждает это, но и доказывает на практике.