В 2016 г. расходы бюджетной системы на инфраструктуру продолжат сокращаться в реальном выражении и составят максимум порядка 2,1% ВВП. Ограниченные бюджетные ресурсы будет всё труднее получить: власти ужесточают бюджетную дисциплину, не всегда учитывая последствия для инфраструктурного рынка. Фонд национального благосостояния в ближайшие годы останется миражом: инициаторы проектов уже скорее по инерции рассчитывают на его средства, всерьез не ожидая реального финансирования новых проектов. Расширить сокращающиеся возможности государства способны инструменты ГЧП и концессий. Власти всех уровней все чаще признают, что во многих случаях это единственный способ реализовать проект, нацеленный на решение той или иной государственной задачи, на которую в моменте недостаточно денег в бюджете.
Несмотря на ряд ограничений, в ближайшие годы теоретически доступных инфраструктуре средств на рынке по-прежнему будет больше, чем качественных проектов, которые реально готовы их привлечь. Потенциал банковского рынка по финансированию инфраструктурных проектов остается недоиспользованным в основном в силу субъективных причин: банки «плохо знают предмет», инициаторы чрезмерно увлекаются коммуникациями с госбанками.
Судьба обязательных пенсионных накоплений не ясна, но и в предыдущие годы объем их инвестирования в реальные инфраструктурные облигации мог бы быть более существенным: инвесторов ограничивала нормативная база и, что более существенно, отсутствие необходимой инфраструктурной экспертизы у большинства игроков пенсионного рынка. Формирование класса equity инвесторов в инфраструктуру пока дело будущего, но отдельные новые игроки могут выйти на рынок уже в 2016-2017 г.
В ближайшие годы инфраструктурный рынок продолжит оставаться под влиянием не только экономических, но и политических факторов. Политизированность инфраструктурного рынка вместе со спецификой общественных рисков становятся особенно важными в предвыборный период и могут сказаться на отборе запускаемых проектов, а также на сроках их реализации.
Проекты, запускаемые в ближайшие годы, скорее всего будут в большей степени направлены на реализацию предвыборной повестки властей: так, приоритет может быть отдан социальным объектам и городскому благоустройству, где появляется все больше ГЧП и концессий. Проекты в транспортной инфраструктуре, в которой ГЧП и концессионные механизмы в предыдущие годы были наиболее востребованы, также продолжат вызывать интерес и у инвесторов, и у властей, но последние будут стремиться запустить проект в работу в «инвестиционном» смысле, а запуск строительства назначить на период после выборов, чтобы избежать высоких общественных рисков, свойственных этой стадии. Более подробный анализ этих и иных финансовых и отраслевых трендов вы найдете в данном обзоре.