Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инвестиции в инфраструктуру. 2016+

Исследования
1 августа 2017

В 2016 г. расходы бюджетной системы на инфраструктуру продолжат сокращаться в реальном выражении и составят максимум порядка 2,1% ВВП. Ограниченные бюджетные ресурсы будет всё труднее получить: власти ужесточают бюджетную дисциплину, не всегда учитывая последствия для инфраструктурного рынка. Фонд национального благосостояния в ближайшие годы останется миражом: инициаторы проектов уже скорее по инерции рассчитывают на его средства, всерьез не ожидая реального финансирования новых проектов. Расширить сокращающиеся возможности государства способны инструменты ГЧП и концессий. Власти всех уровней все чаще признают, что во многих случаях это единственный способ реализовать проект, нацеленный на решение той или иной государственной задачи, на которую в моменте недостаточно денег в бюджете.

Несмотря на ряд ограничений, в ближайшие годы теоретически доступных инфраструктуре средств на рынке по-прежнему будет больше, чем качественных проектов, которые реально готовы их привлечь. Потенциал банковского рынка по финансированию инфраструктурных проектов остается недоиспользованным в основном — в силу субъективных причин: банки «плохо знают предмет», инициаторы чрезмерно увлекаются коммуникациями с госбанками.

Судьба обязательных пенсионных накоплений не ясна, но и в предыдущие годы объем их инвестирования в реальные инфраструктурные облигации мог бы быть более существенным: инвесторов ограничивала нормативная база и, что более существенно, отсутствие необходимой инфраструктурной экспертизы у большинства игроков пенсионного рынка. Формирование класса equity инвесторов в инфраструктуру — пока дело будущего, но отдельные новые игроки могут выйти на рынок уже в 2016-2017 г.

В ближайшие годы инфраструктурный рынок продолжит оставаться под влиянием не только экономических, но и политических факторов. Политизированность инфраструктурного рынка вместе со спецификой общественных рисков становятся особенно важными в предвыборный период и могут сказаться на отборе запускаемых проектов, а также на сроках их реализации.

Проекты, запускаемые в ближайшие годы, скорее всего будут в большей степени направлены на реализацию предвыборной повестки властей: так, приоритет может быть отдан социальным объектам и городскому благоустройству, где появляется все больше ГЧП и концессий. Проекты в транспортной инфраструктуре, в которой ГЧП и концессионные механизмы в предыдущие годы были наиболее востребованы, также продолжат вызывать интерес и у инвесторов, и у властей, но последние будут стремиться запустить проект в работу в «инвестиционном» смысле, а запуск строительства назначить на период после выборов, чтобы избежать высоких общественных рисков, свойственных этой стадии. Более подробный анализ этих и иных финансовых и отраслевых трендов вы найдете в данном обзоре.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
24 сентября 2020
Китай в Арктике. Политика, стратегии и возможности для Аляски
Специалисты Аляскинского университета в Фэрбенксе подготовили доклад, подробно описывающий политику и позицию Китая в Арктике, в частности двусторонние отношения между Аляской и Китаем.
Исследования
30 января 2018
Исследование инвестиционной привлекательности стран Европы Россия

Исследование инвестиционной привлекательности представляет собой ежегодный отчет по странам Европы, включающий статистические и иные данные в инвестиционной сфере. Данный отчет посвящен России.


Исследования
30 августа 2021
Рэнкинг регионов Дальневосточного федерального округа по уровню финансовой устойчивости

В исследовании, подготовленном экспертами Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (АКРА), проведен анализ финансовой устойчивости регионов Дальневосточного федерального округа.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
Влияние инвестпроектов на социально-экономическое развитие Арктики

Рассмотрены стратегические документы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ. Определена роль системообразующих проектов, оказывающих влияние на развитие инженерно-транспортной инфраструктуры, социальной сферы, туризма в Арктике. Анализируется системный подход к освоению минерально-сырьевых ресурсов на основе межведомственного и межрегионального взаимодействия реального сектора экономики и органов власти.