Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инвестиции в инфраструктуру. 2016+

Исследования
1 августа 2017

В 2016 г. расходы бюджетной системы на инфраструктуру продолжат сокращаться в реальном выражении и составят максимум порядка 2,1% ВВП. Ограниченные бюджетные ресурсы будет всё труднее получить: власти ужесточают бюджетную дисциплину, не всегда учитывая последствия для инфраструктурного рынка. Фонд национального благосостояния в ближайшие годы останется миражом: инициаторы проектов уже скорее по инерции рассчитывают на его средства, всерьез не ожидая реального финансирования новых проектов. Расширить сокращающиеся возможности государства способны инструменты ГЧП и концессий. Власти всех уровней все чаще признают, что во многих случаях это единственный способ реализовать проект, нацеленный на решение той или иной государственной задачи, на которую в моменте недостаточно денег в бюджете.

Несмотря на ряд ограничений, в ближайшие годы теоретически доступных инфраструктуре средств на рынке по-прежнему будет больше, чем качественных проектов, которые реально готовы их привлечь. Потенциал банковского рынка по финансированию инфраструктурных проектов остается недоиспользованным в основном — в силу субъективных причин: банки «плохо знают предмет», инициаторы чрезмерно увлекаются коммуникациями с госбанками.

Судьба обязательных пенсионных накоплений не ясна, но и в предыдущие годы объем их инвестирования в реальные инфраструктурные облигации мог бы быть более существенным: инвесторов ограничивала нормативная база и, что более существенно, отсутствие необходимой инфраструктурной экспертизы у большинства игроков пенсионного рынка. Формирование класса equity инвесторов в инфраструктуру — пока дело будущего, но отдельные новые игроки могут выйти на рынок уже в 2016-2017 г.

В ближайшие годы инфраструктурный рынок продолжит оставаться под влиянием не только экономических, но и политических факторов. Политизированность инфраструктурного рынка вместе со спецификой общественных рисков становятся особенно важными в предвыборный период и могут сказаться на отборе запускаемых проектов, а также на сроках их реализации.

Проекты, запускаемые в ближайшие годы, скорее всего будут в большей степени направлены на реализацию предвыборной повестки властей: так, приоритет может быть отдан социальным объектам и городскому благоустройству, где появляется все больше ГЧП и концессий. Проекты в транспортной инфраструктуре, в которой ГЧП и концессионные механизмы в предыдущие годы были наиболее востребованы, также продолжат вызывать интерес и у инвесторов, и у властей, но последние будут стремиться запустить проект в работу в «инвестиционном» смысле, а запуск строительства назначить на период после выборов, чтобы избежать высоких общественных рисков, свойственных этой стадии. Более подробный анализ этих и иных финансовых и отраслевых трендов вы найдете в данном обзоре.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
3 июня 2019
Александр Свинин: Секреты эффективной работы на форумах

Экономические форумы — тусовка или работа? Увидел в ленте по итогам Форума в Сочи несколько постов на тему «зачем нужны экономические форумы — там все только тусуются и никто ничего не делает» и решил описать опыт #КомандаУдмуртии на таких мероприятиях.


Исследования
28 мая 2021
Климатическая повестка России: реагируя на международные вызовы

В докладе, подготовленном Центром стратегических разработок совместно с Аналитическим центром ТЭК РЭА Минэнерго России и «Ситуационным центром» (ГК Селдон), рассматриваются вопросы климатической повестки, проводится анализ ключевых трендов мировой климатической повестки и дается оценка вызовам, которые эти тренды ставят перед экономикой РФ.

Исследования
1 декабря 2016
Цели устойчивого развития ООН и Россия

В Докладе рассмотрены приоритетные для жителей любой страны вопросы: рост благосостояния и уровня занятости, борьба с бедностью, повышение образовательного уровня, улучшение здоровья, совершенствование институциональных условий развития экономики. Доклад базируется на впервые проведенном для России комплексном анализе и адаптации Целей устойчивого развития ООН, принятых для мира и всех стран на 2016‑2030 годы.

Исследования
8 февраля 2019
Европейский рынок «зелёных» облигаций (2018)

Доклад экспертов Climate Bonds Initiative посвящён эволюции и текущему состоянию рынка «зелёных» облигаций в европейских странах.