Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Инвестиции в инфраструктуру. 2016+

Исследования
1 августа 2017

В 2016 г. расходы бюджетной системы на инфраструктуру продолжат сокращаться в реальном выражении и составят максимум порядка 2,1% ВВП. Ограниченные бюджетные ресурсы будет всё труднее получить: власти ужесточают бюджетную дисциплину, не всегда учитывая последствия для инфраструктурного рынка. Фонд национального благосостояния в ближайшие годы останется миражом: инициаторы проектов уже скорее по инерции рассчитывают на его средства, всерьез не ожидая реального финансирования новых проектов. Расширить сокращающиеся возможности государства способны инструменты ГЧП и концессий. Власти всех уровней все чаще признают, что во многих случаях это единственный способ реализовать проект, нацеленный на решение той или иной государственной задачи, на которую в моменте недостаточно денег в бюджете.

Несмотря на ряд ограничений, в ближайшие годы теоретически доступных инфраструктуре средств на рынке по-прежнему будет больше, чем качественных проектов, которые реально готовы их привлечь. Потенциал банковского рынка по финансированию инфраструктурных проектов остается недоиспользованным в основном — в силу субъективных причин: банки «плохо знают предмет», инициаторы чрезмерно увлекаются коммуникациями с госбанками.

Судьба обязательных пенсионных накоплений не ясна, но и в предыдущие годы объем их инвестирования в реальные инфраструктурные облигации мог бы быть более существенным: инвесторов ограничивала нормативная база и, что более существенно, отсутствие необходимой инфраструктурной экспертизы у большинства игроков пенсионного рынка. Формирование класса equity инвесторов в инфраструктуру — пока дело будущего, но отдельные новые игроки могут выйти на рынок уже в 2016-2017 г.

В ближайшие годы инфраструктурный рынок продолжит оставаться под влиянием не только экономических, но и политических факторов. Политизированность инфраструктурного рынка вместе со спецификой общественных рисков становятся особенно важными в предвыборный период и могут сказаться на отборе запускаемых проектов, а также на сроках их реализации.

Проекты, запускаемые в ближайшие годы, скорее всего будут в большей степени направлены на реализацию предвыборной повестки властей: так, приоритет может быть отдан социальным объектам и городскому благоустройству, где появляется все больше ГЧП и концессий. Проекты в транспортной инфраструктуре, в которой ГЧП и концессионные механизмы в предыдущие годы были наиболее востребованы, также продолжат вызывать интерес и у инвесторов, и у властей, но последние будут стремиться запустить проект в работу в «инвестиционном» смысле, а запуск строительства назначить на период после выборов, чтобы избежать высоких общественных рисков, свойственных этой стадии. Более подробный анализ этих и иных финансовых и отраслевых трендов вы найдете в данном обзоре.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
4 августа 2017
Земля для людей

Эксперты ЦСР в новом докладе «Земля для людей» считают, что российская земля используется с низкой отдачей — вместо того, чтобы быть важнейшим источником и инструментом развития, она превратилась в барьер на пути устойчивого роста и повышения благосостояния граждан, муниципальных образований, регионов и в целом страны.


Аналитические дайджесты
11 ноября 2021
Итоги заседания Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию

Первое заседание Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию (Sustainable Development Working Group — SDWG) под председательством России прошло 26-28 октября в гибридном формате в Москве. В качестве оператора мероприятия выступил Фонд Росконгресс.

Исследования
31 марта 2017
Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов

В настоящем исследовании в обобщенном виде представлены результаты применения механизмов ГЧП для развития российской инфраструктуры по состоянию на начало 2017 года

Исследования
23 августа 2019
Отчёт о промышленном развитии – 2018

В отчёте о промышленном развитии, представленном ЮНИДО на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНИДО, рассматривается важность спроса как движущей силы промышленного развития, а также раскрываются стратегии использования спроса для достижения инклюзивного и устойчивого промышленного развития.