В Нарьян-Маре состоялся круглый стол «Реализация международного проекта «Дети Арктики». Дискуссия прошла в рамках плана основных мероприятий в связи с Председательством России в Арктическом совете в 2021-2023 годах, оператором которых выступает Фонд Росконгресс.
В обсуждении приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, общественных организаций, российские и зарубежные эксперты в сфере образования и коренных малочисленных народов Севера.
«Проект «Дети Арктики: дошкольное и школьное образование» стартовал в 2017 году и реализуется под эгидой Федерального агентства по делам национальностей. Проект поддерживают Россия, Канада и Финляндия. Он направлен на оценку и исследование экспертами стран-членов Арктического совета наиболее успешных практик в области бесплатного дошкольного и школьного образования для детей коренных малочисленных народов Севера, обеспечение изучения национальной истории, родного и государственного языков, а также получение и сохранение знаний о традиционном природопользовании.
Участники круглого стола обсудили концепцию проекта на период 2021-2023 годов и новые предложения по ее реализации. По мнению экспертов, одна из главных задач обновленной концепции дать детям коренных малочисленных народов Севера равные образовательные возможности и одновременно сохранить их связи с традиционной культурной средой. Было отмечено, что именно сообщества коренных народов должны определять результаты проекта и стать его основными исполнителями.
«Поддержка кочевого образования требует четкой координации действий и повышения международной составляющей. Также необходимо максимально задействовать современные цифровые технологии», отметила член Комитета Совета Федерации по международным делам, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири Дальнего Востока по взаимодействию с органами государственной власти Анна Отке.
«Представители коренных народов имеют меньше возможностей, когда идет речь об образовании. Россия является пионером по созданию кочевых школ, поэтому мы заинтересованы в обмене лучшим опытом», заявил Генеральный секретарь Ассоциации «Оленеводы мира», исполнительный директор Международного центра оленеводства Королевства Норвегии Андерс Оскал.
Среди основных обсуждаемых инициатив: создание площадки для обмена лучшими практиками Арктических стран в области образования детей коренных народов, создание библиотеки учебников и учебных программ, развитие системы подготовки кадров и создание программы обмена учителей коренных народов, а также организация конгресса по образованию коренных народов.
Кроме того, была представлена концепция развития портала «Дети Арктики», созданного при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики и АНО «Центр «Арктические инициативы». Языковой информационно-просветительский проект призван рассказать о 15 коренных малочисленных народах Севера, проживающих на территории Арктической зоны России.
«Предполагается, что проект концепции с учетом новых инициатив уже в ближайшее время будет внесен на рассмотрение Рабочей группы Арктического совета по устойчивому развитию. Практические предложения в том числе будут направлены на развитие международного сотрудничества по линии Арктического совета», рассказала советник руководителя Федерального агентства по делам национальностей Анна Полежаева.
«Тема проекта Дети Арктики соответствует недавно принятому стратегическому плану Арктического совета и программе Председательства России в Арктическом совете. Дошкольное и школьное образование играют первостепенную роль для коренных народов Севера и входит в число приоритетов постоянных участников Арктического совета на 2022-2023 годы. К этим приоритетам относятся языки коренных народов Арктики, вовлечение молодежи в сотрудничество коренных народов Арктики», заявила исполнительный секретарь Секретариата коренных народов Арктического совета Анна Дегтева.
Также на мероприятии рассмотрели опыт российских регионов в сфере образования коренных народов, таких как Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Саха (Якутия).
«Ненецкий автономный округ принимает активное участие в проекте Дети Арктики. В 2019 году в рамках проекта наши дети стали участниками образовательной программы Таланты Арктики. Дети. В национальном поселке Нельмин Нос в этом году начали строить школу-сад. Проводится большая работа по сохранению ненецкого языка. Весной были изданы учебники по ненецкому языку для начальной школы с 1 по 4 классы. Дети уже начали изучать по ним родной язык. В скором времени запустим теле- и радиопрограммы на ненецком языке», отметил губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный.