Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Все новости

Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов

2 сентября 2021
Креативные индустрии для экономического прорыва: опыт регионов

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Креативные индустрии могут стать драйверами развития регионов, особенно в условиях пандемии

«Развитие креативных индустрий должно стимулировать развитие регионов, туризма <...>. Мы хотим придать этим территориям [где развиты уникальные народно-художественные промыслы, а это часть креативных индустрий — Ред.] отдельный статус, сосредоточить разные инструменты поддержки, и эти территории поддержать. Это могут быть сельские местности, города с численностью до 10-100 тыс. жителей, откуда серьезный отток населения в последнее время происходит», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова.

«В этом году выделено 3,5 млрд рублей на поддержку креативных индустрий. <...> Будет профинансировано 1 500 креативных команд, это уже происходит. Первая волна была объявлена 6 июня, она уже завершена. Сейчас идет оценка заявок. Дальний Восток очень хорошо провел заявочную кампанию. Лидером стала Якутия, количество заявок приближается к 300. Это уровень лидеров, которые входят в 20-ку среди 83 регионов, которые подали заявки», — генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

«Мы первыми в стране подписали указ о развитии креативных индустрий до 2025 года. В прошлом году АСИ такую оценку по стране сделало. По их методике у Якутии занято 8,2% населения [в этой сфере — Ред.]. Вклад в валовый региональный продукт пока 2,4%, считаем, что к 2035 году должно быть 95 тыс. человек занятых, а вклад в ВРП минимум 4,4%. Развивается IT, разработка компьютерных игр, кино, фэшн-дизайн, ювелирный дизайн», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

«Главный вывод для регионов: поднимая креативные индустрии в регионе, вы прямым образом развиваете экономику. Опыт Якутии это показывает. Они [представители креативных индустрий — Ред.] дают отдачу в бюджет региона, человеческим образом участвуют [в жизни региона — Ред.], делятся деньгами, когда это нужно. Развивайте креативные индустрии, это уже необходимость», — генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.

ПРОБЛЕМЫ

Отсутствие благоустроенной городской среды и отток молодежи из большинства территорий, где развита такая креативная индустрия, как уникальные народно-художественные промыслы

«Анализ показал, что в России наcчитывается около тысячи таких территорий [где развиты уникальные народно-художественные промыслы, а это часть креативных индустрий — Ред.], около 300 — это были территории с не очень комфортной и благоприятной городской средой. Нужно развивать эти производства, чтобы обновлялись кадры. Мы пришли к выводу, что нужно приоритезировать меры поддержки этих территорий», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова.

«Новому поколению очень сложно продать идею, что когда-нибудь, через 30 лет мы условно построим коммунизм. Им нужно здесь и сейчас. Подумайте, как мы можем здесь сконцентрировать усилия. Нам важно понимать, что все это создается именно для нового поколения, среди которого гораздо больше креативных людей, чем среди предыдущих поколений», — генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Игорь Носов.

«Из регионов по-прежнему достаточно много талантливых уезжает в Москву, Петербург, основная мотивация — не деньги и карьерный рост, а свобода самовыражения, общения с такими же. Все регионы столкнулись с этим вызовом, стараются что-то с этим делать, создать такие условия, чтобы талантливые люди не уезжали», — первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Алексей Охлопков.

Большая часть занятых в народно-художественных промыслах —это самозанятые, которые не могут претендовать на меры поддержки

«Анализ показал, что около 3% — организованный бизнес, индивидуальные предприниматели, 97% — занятые самостоятельно. Президентский фонд не берет заявки от самозанятых, но ведь много художников работают на дому, делают уникальные, высокохудожественные изделия. А в работе на потребительский рынок им могут помочь молодые дизайнеры — помочь забрендировать, продвинуть и продать», — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Гульназ Кадырова.

РЕШЕНИЯ

Повышение эффективности проектов креативных индустрий через льготы, субсидии и развитие инфраструктуры, создание условий для получения образования

«Мы можем значительно повысить эффективность этих проектов — это предоставлять налоговые льготы, субсидирование и развитие инфраструктуры, привлечение инвесторов и инвестиций. <...> Все наши планы Корпорации сейчас учитывают креативную составляющую. При обсуждении с коллегами обязательно учитываем, чтобы было место для креативной индустрии, бизнес-инкубаторов, площадок», — генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Игорь Носов.

«Важный момент — образование, его людям не хватает. Мы провели образовательную программу „Глобальный бизнес — 2020“, креативность должна быть в любом бизнесе. Через этот курс прошли пять госкомпаний, в результате Якутский хлебокомбинат 40% своих продаж перевел на цифровую платформу. Создаем школу глобального бизнеса на постоянной основе», — глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Развитие масштабных культурных проектов, которые являются «местом силы» для креативщиков

«Музей — это прекрасная платформа для продвижения креативных индустрий и команд, потому что, работая с таким брендом, как Третьяковская галерея, наши партнеры прилагают усилия, чтобы весь их потенциал сработал, чтобы их имя однажды отмеченное, прозвучало. Они становятся на ноги, имеют возможности роста и признания. Одновременно музей является для огромного количества представителей креативных индустрий точкой отсчета. <...> Мы хотим во Владивостоке сделать то, что удалось в Москве, мобилизуя вокруг Третьяковки лучшие творческие силы. Серьезно думаем, как воспитать кадры для большого межмузейного комплекса, поэтому запустили в этом году вместе с Дальневосточным федеральным университетом магистерский курс — музейное дело, на спонсорские деньги», — генеральный директор ФГБУК «Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея» Зельфира Трегулова.

Подробнее читайте в Информационно-аналитической системе Фонда Росконгресс www.roscongress.org