Ключевые выводы
Креативные проекты решают масштабные, не ситуативные задачи
«Когда мы придумываем проект, мы задаем себе вопрос: а что изменится в жизни тех людей, которые к нему прикоснутся? И если что-то изменится, то что важно делать. Самое страшное, чем может стать проект, это общее место когда он мог бы быть, а мог бы и не быть. И ничего в принципе не изменилось ни в жизни региона, ни конкретно в креативной экономике. Очень важно собрать вокруг себя команду и сообщество, которое будет масштабироваться с каждым годом вокруг проекта», художественный руководитель, программный директор Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин.
«Нужно, прежде всего, ответить себе на вопрос: зачем делаешь тот или иной проект? И когда ты отвечаешь на этот вопрос, ты понимаешь, что и зачем делаешь, и можешь двигаться дальше. Это первое мое наблюдение И второй момент какие задачи мы ставим этим проектом. Задачи не должны быть ситуативные и какие-то конъюнктурные, потому что конъюнктура сегодня одна, завтра другая. Если мы в основу закладываем действительно ценности, которые будут работать и работали всегда, вот тогда проект имеет ноги и перспективу», директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
Гранты это реальная помощь, которую не стоит стесняться просить
«Когда ты работаешь сам и рассчитываешь на свои силы, у тебя не получается сделать большой проект. Гранты помогают сделать его масштабным, помогают сделать его видимым, значимым», директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
«Не надо бояться, надо действовать. Нет ничего невозможного. И при должной поддержке и желании, конечно же, все реализуемо», руководитель студенческих отрядов ГАУ Архангельской области «Штаб Молодежных трудовых отрядов Архангельской области» Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (РСО) Владимир Соболев.
«Нам как власти я бы пожелала обращать внимание на те инициативы, которые мы иногда не замечаем. Мы видим же стратегически. Использовать все возможные гранты, чтобы поддерживать те проекты, которые есть, и дальше их развивать. Чтобы каждый это видел и не упускал», Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
«Мне очень нравится, что есть возможность развиваться молодежи, что они теперь не сидят и ждут ну, когда же мы их поддержим, услышим... Теперь у них есть возможность реально показать свои проекты. Как раз эти инициативы мы потом берем и понимаем: так, этот проект выстрелил, значит из него можно сделать уже что-то дальнейшее... Я говорю всегда в регионе: подавайтесь, пробуйте, и дальше мы обязательно поддержим как власть», директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
Развитие культурных проектов должно работать на рост благосостояния в регионах
«Мы стали отвечать на вопросы самые главные качественные и количественные показатели изменения жизни к лучшему. Если разобраться, то за этими формальными терминами лежит очень много. В первую очередь, для нас самое важное, чтобы качество жизни жителей Чукотки с каждым годом росло в том числе за счет нашего большого культурного проекта», художественный руководитель, программный директор, Международного арктического кинофестиваля «Золотой ворон» Филипп Абрютин.
«Культура драйвер экономики. Потому что без качества жизни невозможно развития никаких инициатив остальных. То есть люди должны чувствовать комфорт и с удовольствием работать. Это, мне кажется, самый основной посыл, в котором стоит развивать культуру», директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
ПРОБЛЕМЫ
В современном мире сложно дать волю творчеству, но легко забыть о главном
«Если уезжаешь дальше от центральных городов, там уже не такая активность. И мы, когда начали работу и появился Фонд культурных инициатив, чаще начинаем все сообщества раскачивать на то, чтобы они подавались на эти гранты. И сейчас, благодаря Фонду культурных инициатив, мы видим активных людей тех, кто у нас в регионе, и тех, кто неактивные их надо подталкивать, и мы понимаем, в каких районах надо с ними работать», Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
«К сожалению, сейчас очень большой информационный поток, и события очень быстро засыпаются. Без определенных усилий, без выделения важного, без напоминания о том, что важно сейчас, мы можем в этом информационном потоке просто упускать какие-то вещи, которые упускать нельзя. И вот это мы стараемся сделать нашим проектом», директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.
Привлечение молодежи в регионы и применение ее талантов стали непростой задачей
«Я знаю, что есть регионы, которые эту задачу пока решить для себя не могут не могут найти вот эту точку применения для молодежи, куда студенческие отряды могли бы приехать. На самом деле российские студенческие отряды это огромнейший актив молодых людей, которые действительно задействованы в самых важных проектах. Эту силу, конечно, нужно принимать во внимание, когда вы планируете какие-либо проекты на своей территории», генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
«Студенческие отряды работают везде от Арктики до Дальнего Востока, в том числе студенческие отряды Архангельской области. Есть уникальные проекты на территории Высокой Арктики, которые мы реализовывали. А если говорить про Архангельскую область, то мы своеобразные новаторы в реализации проектов: у нас был первый медицинский всероссийский отряд, важный проект по Новодвинской крепости, у нас была крупная всероссийская стройка. Вообще студенческие отряды действительно вносят вклад в развитие региона и привлекают молодежь для реализации важных проектов для страны и нашей области», руководитель студенческих отрядов ГАУ Архангельской области «Штаб Молодежных трудовых отрядов Архангельской области» Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (РСО) Владимир Соболев.
РЕШЕНИЯ
Господдержка дает действительно заметные плоды в развитии культурных проектов
«В прошлому году (кинофестивалю Arctic Open ред.) было 10 лет. Получилось так, что этот проект стал, конечно, масштабнее. Это международный фестиваль, который соединяет в себе все арктическое кино. И нам удалось, благодаря привлечению гранта, поднять и уровень жюри, и больше уделить внимания образовательной программе. Мы смогли собрать вокруг сообщество, то есть найти молодежь, которой нам не хватает: кинорежиссеров, сценаристов. То есть мы, получается, собираем всех, обучаем. У нас произошел такой драйвер, как говорят, в анимации: удалось пригласить Союзмультфильм, который уже приезжал, и мы теперь как власти планируем открытие, может быть, совместных школ с Союзмультфильмом. Мы теперь понимаем, что в регионе есть потребность на анимацию, и мы будем дальше это развивать», Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
«Если выстроить работу стратегически на региональном уровне, то в каждую волну можно получать какие-то средства на дальнейшее восстановление, проведение мероприятий и дальнейшую ревитализацию тех мест, которые были в запустении», генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
«В 19-м году наши усилия поддержала региональная власть очень сильно. Был издан Закон о поддержке кинопроизводства в Мурманской области и Закон о рибейтах был введен в регионе когда кинематографистам, которые имеют удостоверение национального фильма и снимают в регионе, была предложена субсидия, которая покрывала 30% денег, которые они оставляют в регионе. Это не на пустом месте все возникло, был уже опыт и в мире, и начинался этот опыт в России», директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
Креативные проекты помогают в развитии туризма, вносят вклад в экономику регионов
«В прошлом году, несмотря на пандемию, несмотря на все проблемы, которые с этим связаны, внутренних туристов приехало 486 тысяч человек в Мурманскую область. Это опосредованный результат нашей работы не только кино, но и развития туризма. И еще одну цифру я скажу: мы же можем абсолютно доподлинно узнать, сколько денег приносит в регион кинематографисты, благодаря тому что они участвуют в конкурсе рибейтов. Если в 19-м году мы разыграли 5 миллионов рублей рибейтов и в регион было принесено 12 миллионов рублей, в 21-м году это уже были совсем другие цифры: 10 миллионов было рибейтов и 60 миллионов рублей оставили кинематографисты в регионе», директор, продюсер АНО «Продюсерский центр «Северный характер» Светлана Солдатова.
«Очень важно, в том числе и для развития туризма, создавать живые истории, современные истории. Не просто памятник, или вот здесь что-то произошло.... Это должно быть интересно и вписано в нашу с вами современную жизнь. Это же и сувениры, это и экономика обслуживания, экономика сервиса. От того, насколько мы это сумеем продать и представить, будет зависеть, сколько будет к этому интереса», директор Красноярского фонда поддержки и развития искусства им. Дмитрия Хворостовского Наталья Агаханова.