Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Подготовка нового поколения исследователей Арктики

Экспертное мнение
26 ноября 2021

Саммари сессии «Подготовка нового поколения исследователей Арктики» в рамках конференции по привлечению кадров в Арктику, состоявшейся в 15-16 ноября 2021 г. в Архангельске.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

Для развития Арктической зоны, реализации проектов и исследовательской работы нужны высококвалифицированные специалисты, при этом необходимо обеспечить приток молодежи

«Первый вывод, который я бы сделал здесь, это то, что Арктике нужны высококлассные исследователи. <...> Мы — как раз те, кто занимается исследованиями в Артике, и те, кто готовит специалистов для Арктики, и мы, в первую очередь, за это отвечаем. И здесь меня порадовало то, что от Мурманска до Томска, дальше мы не забирались, у нас единое мнение о том, что Арктика должна прирастать молодыми исследователями», — советник руководителя Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» Владимир Маслобоев.

«Мы понимаем, что молодежь и молодые кадры — это неотъемлемый атрибут устойчивого развития человеческого капитала. И именно поэтому, если говорить конкретно об Арктике, университет Арктики и Арктико-молодежный совет Баренцева региона, Ассоциация молодых ученых Арктики <...> уже данным давно работают над тем, чтобы вовлекать молодежь в арктическую повестку — в частности, в развитие науки на севере», — молодежный посланник России по международному сотрудничеству в Арктике на период председательства РФ в Арктическом совете Михаил Уксусов.

Для повышения компетенции молодых ученых нужно создавать учебные и научные центры, а также готовить преподавателей. При этом молодых людей нужно готовить к работе в арктических условиях

«Задачи, которые стоят перед наукой и высшей школой, очевидны. Прежде всего, требуется не только привлечение прогрессивной техники и технологий, но и высококлассных специалистов. Нужно создание учебных и научных центров с соответствующими новыми образовательными методиками подготовки и переподготовки кадров для работы в северных широтах. Необходима подготовка самих научных кадров и преподавателей для высшей школы. То есть, прежде чем готовить студентов, нам необходимо подготовить преподавателей по самому широкому спектру компетенций», — исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области, главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН Алексей Фадеев.

«Для подготовки исследователей нам необходимо сначала подготовить [педагогические] кадры. При этом мы наблюдаем дефицит кадров, и отрасли, которые работают в Арктике, уже начинают конкурировать за высококлассных специалистов. Нам необходимо это помнить и максимально готовить сферу образования высшей школы к тем вызовам, которые сегодня диктует освоение Арктики», — советник руководителя Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» Владимир Маслобоев.

«Есть особые навыки, которые связаны с тем, чтобы успешно действовать, функционировать, иногда даже выживать в арктических условиях — отдаленных от цивилизации, от пунктов спасения. То есть нужно обладать навыками оказания первой помощи, навыками безопасности и работы на морском льду или при возможной встрече с белым медведем», — директор Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета имени Александр Сабуров.

ПРОБЛЕМЫ

Научные организации отмечают дефицит кадров, в том числе, из-за низких зарплат и отсутствия возможности быстрого карьерного роста. Кроме того, в Арктике существует проблема нехватки комфортного жилья

«Подготовка нового поколения исследователей Арктики — это очень важная тема и для вузов, и для научных организаций, которые находятся в Арктической зоне и которые, наверное, больше всего сейчас страдают от недостаточного притока молодых специалистов, молодых ученых именно в науку. Но в науке не так много платят и в науке надо пройти очень длинный путь с точки зрения карьерного роста», — советник руководителя Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» Владимир Маслобоев.

«Еще важно то, о чем мы не говорили — это проблема жилья, проблема комфортного жилья. Парадоксальная ситуация в Мурманске: когда-то здесь было 400 тысяч жителей, сейчас — с большим трудом 300 тысяч, а куда делись квартиры, с которых выехали жители? Они пустые стоят. И в стране у нас нет механизма перераспределения этого свободного жилья как раз для того, чтобы приезжали молодые. Жилищные условия иногда являются наиболее предпочтительными, особенно для тех, кто уже выпускниками университетов успевает детей завести», — советник руководителя Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» Владимир Маслобоев

РЕШЕНИЯ

Научным организациям необходимо плотнее работать со школами, выстраивать взаимодействие с учреждениями для вовлечения учащихся в науку. Им важно развивать систему наставничества для сопровождения и закрепления молодых специалистов

«Мы не умеем работать со школой. И вроде бы разница между старшими школьниками и студентами составляет всего лишь одно лето, но принципиально разные мироощущения, принципиально по-разному с ними можно и нужно разговаривать. <...> Здесь определенно есть такой разрыв: у школы свои задачи абсолютно, которые максимально далеки, скажем, от потребностей наших, как работодателя будущего», — директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

«Лучшая программа подготовки кадров заключается в наставничестве — в том, чтобы как можно больше внимания уделять ребятам, чтобы они как можно больше времени проводили в институте. И да, занимает очень много времени подготовить специалиста, но тем не менее, если он остается, решает работать в институте, то он по сути получается одним из самых ценных кадров», — директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

«И мы понимаем, что также, как саму работу нужно делать в партнерстве и в сетевом взаимодействии, так же и кадры необходимо готовить именно в сетевом взаимодействии, потому что компетенции в общем-то довольно сильно распределены по территории России. <...> Фактически все, что я говорил, показывает, что мы, в первую очередь, должны говорить о некой экосистемности. Если мы хотим готовить исследователей с высокими компетенциями, мы должны сразу заходить на экосистемность, создавать программы сетевые совместно», — первый проректор Национального исследовательского Томского государственного университета Виктор Демин.

Другие аналитические материалы по арктической повестке смотрите в Информационно-аналитической системе Росконгресс roscongress.org/knowledge/arktika/materials/.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
26 ноября 2021
Как привлечь и закрепить кадры в арктических регионах

Саммари сессии «Кадры для социальной сферы в Арктике» в рамках конференции по привлечению кадров в Арктику, состоявшейся в 15-16 ноября 2021 г. в Архангельске.

Экспертное мнение
10 ноября 2021
Реализация международного проекта «Дети Арктики»

Саммари круглого стола «Реализация международного проекта «Дети Арктики».