Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли

Исследования
30 августа 2021

В исследовании, подготовленном экспертами компании KPMG, представлен анализ влияния пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли. Авторы провели опросы и интервью с представителями сферы и экспертами и попытались выявить ключевые тренды, драйверы и перспективы развития данной отрасли.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Пандемия стала катализатором для развития рынка интернет-торговли, все сегменты которого показали положительную динамику продаж в 2020 году.

Рынок интернет-торговли активно развивался и до пандемии, но уже запущенный ранее процесс перехода из ритейла в онлайн ускорился в 2020 году из-за пандемии, и, по мнению экспертов, этот тренд будет сохраняться и далее. Пандемия стала мощным катализатором для развития российской интернет-торговли: по данным Data Insight на 2020 год объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57% по отношению к предыдущему году и достиг 2,7 трлн руб.

При этом все сегменты интернет-рынка показали положительную динамику продаж, а наибольший рост по итогам 2020 года (на 172%) наблюдался у пищевых продуктов, так как из-за карантинных мер люди приспособились к покупкам онлайн в данном сегменте. Стоит отметить, что хотя рост продаж наблюдался во всех сегментах, не все онлайн-товары стали безусловными бенефициарами пандемии: часть потребителей отказалась от покупок одежды и дорогостоящей техники.

Опрошенные компании также отметили увеличение совокупной выручки от продаж, частоты онлайн-покупок и числа уникальных покупателей. Отмечается и общий прирост аудитории онлайн-торговли: за 2020 год она выросла примерно на 10 млн человек. При этом большинство опрошенных компаний наблюдали рост числа уникальных клиентов также и среди возрастной категории 55+, что говорит о расширении аудитории онлайн-продаж. Рост оборота онлайн-продаж отмечался как во II-III, так и в IV квартале 2020 года, что говорит о продолжающейся тенденции расширения и развития онлайн-сегмента.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-elektronnaya-torgovlya-v-eaes-obraz-2025-goda/search/#00:15:33.631

Пандемия стала катализатором для внедрения новых решений в сфере логистики и ИТ, работы с мобильными приложениями и развития социальных сетей.

Ограничения, вызванные пандемией, оказали воздействие на многие сферы, которые так или иначе связаны с интернет-торговлей. Например, многие компании, которые только перешли в онлайн, стали искать способы доставки своих товаров, а компании, давно практикующие онлайн-торговлю, стали искать новые логистические решения. Так, согласно опросу, 40% респондентов стали внедрять новые способы доставки в период пандемии и действовавших ограничений — среди них наибольшей популярностью стали пользоваться срочная курьерская доставка и самовывоз из магазина.

Наряду с распространившейся в 2020 году экспресс-доставкой в исследовании отмечаются и другие карантинные нововведения в сфере логистики — бесконтактная доставка, а также партнерства компаний с курьерскими службами и сервисами такси. Последнее позволило справиться с повышенной нагрузкой на склады и дефицитом кадров в сфере доставки заказов из-за стремительного роста их количества на фоне карантинных мер. Сегодня большинство компаний стараются использовать несколько видов доставки, чтобы обеспечить максимальную вариативность для удобства своих потребителей. При этом наличие у компаний тех или иных способов доставки коррелирует с их популярностью среди покупателей: так, курьерская доставка популярна у 94% покупателей, а самовывоз из магазина у 65% покупателей — соответственно, данные виды доставки есть у 75% компаний.

Внедрение новых решений во время пандемии осуществлялось и в ИТ-сфере — данный факт отметили больше половины респондентов. В исследовании указывается, что большинство опрошенных (65%) столкнулось с перебоями в работе ИТ-систем из-за пандемии, именно поэтому новые ИТ-решения в основном были направлены на масштабирование компаний. Бизнесу необходимо было устранять перебои, подстраиваться под новые реалии рынка и оптимизировать процессы для обеспечения объемов продаж. Стоит отметить, что наиболее прорывным среди имеющихся на рынке решений участники опроса считают аналитику больших данных.

Активно развивается и рынок мобильных приложений. Согласно данным исследования, в течение последних пяти лет такие продажи росли в суммарном обороте российского онлайн-ритейла, а в 2020 году этот сегмент обеспечил уже более 40% совокупного прироста рынка интернет-продаж. Наряду с мобильными приложениями важнейшим драйвером онлайн-торговли становятся социальные медиа, роль которых в развитии сектора во время пандемии значительно выросла. Так, хотя 75% уже использовали рекламу в социальных сетях для привлечения покупателей, 20% опрошенных начали это делать только во время пандемии.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-elektronnaya-torgovlya-v-eaes-obraz-2025-goda/search/#00:17:19.871

Согласно прогнозам, российский рынок интернет-торговли продолжит расти.

В исследовании отмечается, что несмотря на некоторое замедление, в ближайшее время российский рынок интернет-торговли продолжит уверенно расти двузначными темпами. Такая динамика будет обуславливаться рядом факторов, среди которых одновременное увеличение количества пользователей онлайн-магазинов, а также рост числа покупок в расчете на одного такого покупателя; развитие мобильной онлайн-торговли, которая является важнейшим драйвером развития рынка. Также в условиях растущей конкуренции важнейшим драйвером роста для компаний станет качество сервиса, включая налаженные логистические процессы и надежные сервисы по оплате заказов. Важнейшим фактором роста, по мнению авторов исследования, также станет сотрудничество производителей с маркетплейсами, набирающими популярность в стране. В любом случае, несмотря на уверенный рост интернет-продаж, онлайн-магазины не смогут полностью заменить физические — так считают 45% респондентов. Скорее всего, онлайн будет и дальше развиваться и органически дополнять офлайн.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2021-na-puti-k-yubileyu-novye-gorizonty-ekonomicheskogo-sotrudnichestva-v-ramkakh-shos/search/#00:25:01.440

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс: СидимДомаЭкономика и COVID-19, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии; а также в разделах Цифровизация, Электронная торговля и Современный потребитель, которые посвящены развитию цифровых технологий и изменениям в сфере торговли товарами и услугами.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
14 декабря 2020
Непродуктовая розница: провальный год?

В исследовании Национального рейтингового агентства проанализирована глубина текущего кризиса на рынке непродовольственных товаров из-за пандемии COVID-19, представлены данные о наиболее пострадавших сегментах непродуктового ритейла, а также приведены перспективы их развития в конце 2020 года.

Аналитические дайджесты
30 апреля 2020
Глава МОК: спорт может помочь миру восстановиться после кризиса

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за 27–30 апреля.


Аналитические дайджесты
16 апреля 2020
COVID-2019: правовые риски и рекомендации для ведения бизнеса. Часть 2

Команда специальной рабочей группы по коронавирусу Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» представляет исследование правовых рисков и рекомендаций для ведения бизнеса в период пандемии COVID-19.


Аналитические дайджесты
22 ноября 2021
Щербакова побеждает с новой программой, Большунов начинает олимпийский сезон и новый вид хоккея к Олимпиаде-2030

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 17 по 22 ноября.