В докладе, подготовленном направлением «Пространственное развитие» ЦСР совместно с Центром экономики инфраструктуры, было проведено исследование границ Московской агломерации, в том числе маятниковой миграции, структуры расходов и особенностей транспортного поведения, на основе данных ПАО Сбербанк, ПАО ВымпелКом, Росстата и других источников. По результатам проведенной работы была сформирована уникальная модель анализа территории на базе разных типов данных.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
«Большие данные» показывают ареалы фактического пространственного поведения населения.
Современный российский статистический учет осуществляется в рамках формальных административных границ территорий, однако в повседневной жизни и поведении людей эти границы не играют определяющей роли. «Большие данные» позволяют приблизить территориальные единицы учета к ареалам фактического пространственного поведения населения. Выявление реальных границ агломерации и метрополии существенно повышает точность аналитики и прогнозов потоков людей, финансовых ресурсов и информации, что делает возможным качественное планирование инфраструктуры для дальнейшего функционального использования территории.
Границы Москвы, измеряемые по финансовому поведению населения, гораздо шире ее административной территории.
Прилегающие к Москве города-спутники образуют со столицей единый рынок труда, выступая генераторами и донорами финансовых потоков для более дальних поясов Московской метрополии. Помимо Московской области, она включает в себя Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области. «Реальная» Москва включает в себя наиболее экономически развитые города Московской области, такие как Химки, Мытищи, Одинцово. Особенности баланса финансовых потоков позволяют выделить функциональное ядро Московской метрополии, которое образует единый ареал высокой концентрации рабочих мест и, как следствие, является центром притяжения трудовой миграции. Объем исходящих финансовых платежей превышает входящие на 2030%, что свидетельствует о разрастании непрерывного ареала урбанизированной застройки. Специфика России заключается в приросте территории реального города за счет многоэтажного высотного жилья, а не коттеджных поселков, как в странах Европы или Северной Америки.
Видео: https://roscongress.org/sessions/umnaya-sreda-novyy-uroven-razvitiya-gorodov/search/#00:45:35.615
Москва выступает финансовым донором для Московской метрополии.
Москва является основным местом концентрации высокооплачиваемых рабочих мест в Московской метрополии. Более одной пятой поступлений НДФЛ в бюджет Москвы обеспечивают жители других регионов метрополии. Трудовая миграция населения приводит к оттоку налоговых доходов из регионов объем недополученных региональными бюджетами НДФЛ оценивается в 56 млрд руб. в год. Однако доходы держателей карт, открытых в Москве, возвращаются в экономику Подмосковья и других регионов метрополии в виде оплаты услуг, переводов родственникам, туристических поездок, благодаря чему происходит частичная компенсация «недополученного» из-за трудовой иммиграции НДФЛ. Объем такого финансового «противопотока» оценивается примерно в 250 млрд руб. в год, которые, будучи потраченными на территории других регионов Московской метрополии, способны принести около 20 млрд руб. в год налоговых доходов. Таким образом, выпадающие налоговые доходы компенсируются как минимум на 35%.
Улучшение транспортной доступности способствует росту доходов населения.
Транспортная доступность может выступать решающим фактором интенсивности трудовой мобильности и, как следствие, значительно воздействовать на доходы жителей более удаленных от Москвы территорий. Ускорение пассажирского сообщения с основным экономическим центром выступает фактором увеличения доходов населения территорий, позволяя их жителям пользоваться социальной, торговой, культурной и транспортной инфраструктурой крупных городов.
Видео: https://roscongress.org/sessions/megapolisy-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta/search/#00:52:47.743
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс: Большие данные, Экономика расстояний, Умный город, Инфраструктурное развитие и Миграция, посвященных проблемам и технологическим решениям в сфере инфраструктурного развития городов.