PwC представляет исследование экономических преступлений, основанное на результатах опроса более чем 5 000 респондентов из 99 стран. Так, за последний год было зарегистрировано увеличение числа случаев мошенничества со стороны клиентов, мошенничества в бухгалтерском учете, нарушения антимонопольного законодательства, мошенничества со стороны персонала, взяточничества и коррупции.
Помимо этого, в отчете представлены сведения об угрозах и убытках от мошеннических действий, а также рекомендации по поводу того, какие шаги компаниям необходимо предпринять с целью разработки эффективных мер для предотвращения мошенничества.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Почти половина из более чем 5 000 респондентов сообщили о том, что их компании приходилось сталкиваться с мошенничеством за последние два года, при этом убытки от подобного рода действий составили 42 млрд долларов США. Поэтому борьба с экономическими преступлениями становится все более актуальной.
Результаты исследования показали, что в среднем каждая компания за последние два года пережила шесть инцидентов, связанных с мошенничеством. Авторы исследования выделили наиболее распространенные виды мошенничества:
· мошенничество со стороны клиентов;
· киберпреступления;
· незаконное присвоение активов;
· взяточничество и коррупция.
Среди индустрий, где встречается экономическое мошенничество, лидируют потребительский рынок (мошенничество со стороны клиентов 18%), энергетика и коммунальные услуги (взяточничество и коррупция 17%), финансовые услуги (мошенничество со стороны клиентов 27%) и государственный сектор (киберпреступления 17%).
Убытки от мошенничества имеют сложную структуру. Некоторые затраты можно подсчитать, например прямые финансовые потери или расходы на штрафы, пени, меры реагирования и меры, принимаемые для исправления сложившейся ситуации. Однако некоторые потери такие как, например, ущерб для бренда, потерю позиций на рынке, снижение морального духа сотрудников и упущенные возможности в будущем не так-то просто выразить в цифрах. Вместе с тем, экспертыPwC отмечают, что заявленные компаниями убытки за последние два года составили 42 млрд долларов США.
В числе видов мошенничества, обходящихся компаниям дороже всего с точки зрения прямых потерь, которые усугубляются затратами на восстановительные мероприятия, респонденты отметили нарушение антимонопольного законодательства, торговлю инсайдерской информацией, налоговые махинации, легализацию незаконно полученных доходов, взяточничество и коррупцию.
Бизнес сталкивается с мошенническими действиями во всех областях: нарушители могут находиться как внутри компании, так и за ее пределами, а во многих случаях это может быть сговор между ними.
Исследование PwC показало, что за последние два года в 39% случаев виновниками экономических преступлений были сторонние мошенники. Каждый пятый респондент назвал продавцов/поставщиков виновником преступлений, нанесших наибольший ущерб.
Мошенничество со стороны клиентов особенно четко прослеживается в секторах финансовых услуг и потребительских рынков, поскольку все больше отраслей переходят на стратегии прямого обращения к потребителю.
Примечательно, что из каждых десяти человек, сообщивших об экономических преступлениях против их компаний, трое указали, что и сами их компании тоже были обвинены в мошенничестве, коррупции или других экономических преступлениях:
• Почти равное количество конкурентов, регулирующих органов, сотрудников и клиентов указывало на неправомерные действия.
• Усиленное внимание к этой сфере со стороны регулирующих органов, а на некоторых территориях стимулы для информаторов, также могут способствовать развитию этой тенденции.
Преимущества использования технологий для борьбы с мошенничеством неоспоримы, но организации должны осознавать, что использование только инструментов или технологий не является основой стратегии по борьбе с мошенничеством.
Никто не хочет стать жертвой мошенничества (или, что еще хуже, быть обвиненным в нем). Но стоит рассматривать такую ситуацию как точку перегиба, возможный толчок к организационной трансформации. Будет ли эта трансформация положительной или отрицательной например, приведет ли она к улучшению рыночной позиции или, наоборот, к полномасштабному кризису, зависит от того, насколько хорошо бизнес был подготовлен к такой ситуации и как им управляли.
Данные, приведенные в исследовании, показывают, что критическая оценка ситуации в случае возникновения инцидента приносит значительную пользу. Так, 52% крупных компаний утверждают, что, попав в ситуацию, связанную с мошенничеством, они в итоге остались в выигрыше, поскольку ускорили внедрение новых технологий и в результате отметили уменьшение количества повторных инцидентов.
Хотя технологии это лишь часть стратегии по борьбе с мошенничеством, в отчете указывается, что более 60% организаций начинают использовать передовые технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы противостоять мошенничеству, коррупции и другим экономическим преступлениям. Однако опасения по поводу внедрения технологий связаны с затратами, недостаточным опытом и ограниченными ресурсами. 28% респондентов говорят, что причина в том, что им сложно понять ценность технологий как инструмента для борьбы с мошенничеством.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Контрольно-надзорная деятельность, Правовое регулирование, Кибербезопасность и Предпринимательство, посвященных развитию правового регулирования касательно сферы предпринимательства как основы экономического развития в рыночных условиях.