Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса

Исследования
20 мая 2020

Центр стратегических разработок (ЦСР) представляет комплексное исследование состояния предпринимательской среды, в котором выявляются скрытые драйверы и барьеры развития туристической отрасли, а также ожидания бизнеса и приоритетные стратегии развития.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили ключевые выводы исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых международных мероприятий, проведённых Фондом.

В «Индексе конкурентоспособности туризма и путешествий» по итогам 2019 года Россия занимает высокое 39-е место

Современная индустрия путешествий и туризма превратилась в глобальную экономическую силу, чьё совокупное прямое и косвенное влияние на мировую экономику, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (ВТТС), в 2018 году составило 8,8 трлн долларов США или 10,4% мировой экономики.

Одновременно с этим общий вклад туризма в занятость составил 319 млн рабочих мест или 1 из 10 рабочих мест в мире. Согласно прогнозам ВТТС, к 2024 году вклад туризма в мировой ВВП составит 10,8% от общего объёма ВВП (13 трлн долл. США) и 10,8% всей занятости в мире (371 млн рабочих мест).

Вклад туристической отрасли в России не является таким ощутимым. Вклад туризма в ВВП России в 2018 году составил 4,2% (78,6 млрд долл. США или 4 926 млрд руб.). Согласно совместному прогнозу специалистов ВТТС и Oxford Economics, к 2024 году доля туризма в ВВП России составит 5,1%, показав рост в номинальных значениях на 51% (до 118,95 млрд долл. США), а в реальных значениях на 16% (до 90,62 млрд долл. США). Одновременно с этим занятость в туристической отрасли прогнозируется на уровне 5,1% или до 3,6 млн рабочих мест в 2024 году.

Одним из наиболее известных рейтингов, оценивающих положение стран в сфере туризма, является «Индекс конкурентоспособности туризма и путешествий» от специалистов Всемирного экономического форума. Россия в Индексе конкурентоспособности туризма и путешествий по итогам 2019 года занимает 39-е место, это достаточно сильная позиция.

Позиция России в рейтинге обусловлена в первую очередь такими показателями, как уровень медицины и гигиены (6-е место в мире), конкурентоспособность цен (27-е место), качество и доступность культурных и природных ресурсов (18-е и 34-е место соответственно). В отчёте ВЭФ по итогам 2019 года отдельно отмечается качество российской авиатранспортной инфраструктуры (23-е место), на которую приходится большая часть всех авиаперевозок в Евразии.

Россия в рейтинге конкурентоспособности туризма и путешествий, 2019.png

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2018-razvitie-turizma-klasternyy-podkhod-i-eksport-turistskikh-uslug/search/#00:01:16.032

Россия — привлекательная страна для въездных туристических поездок

По данным ВТООН, Россия входит в двадцатку стран по количеству въездных туристических поездок среди 140 стран. Однако за последние пять лет туристический поток в Россию остаётся практически на одном и том же уровне (около 25 млн ед.). Максимальное количество туристических поездок в Россию за рассматриваемый период было совершено в 2015 году (почти 27 млн ед.). После этого в 2016 году произошло снижение, а затем стагнация въездного туризма в Россию. Проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году изменило структуру стран въездного турпотока, однако практически не увеличило турпоток в Россию.

С 2014 года устойчивые темпы прироста количества туристов в Россию демонстрируют Южная Корея (CAGR 14/19 — 30%), Таиланд (29%), Монголия (19%) и Китай (17%). Стоит также упомянуть Индонезию, Кубу и Гонконг, среднегодовой темп роста туристических поездок в Россию из которых с 2014 года превышает 15%, но при этом количество поездок из перечисленных стран в 2019 году не превышало 30 тыс. ед.

Есть также и страны, объём турпотока из которых в Россию показывает постоянное снижение. За период с 2014 года произошёл существенный отток туристов из Узбекистана и Турции. Количество въездных туристических поездок из этих стран снизилось почти в три раза. Также стоит обратить внимание на снижение туристического въездного потока в Россию со стороны Польши, Финляндии и Беларуси. Эти страны имеют с Россией тесные исторические и экономические связи. Снижение турпотока из них должно стать сигналом к поиску причин снижения привлекательности России как туристического направления для жителей этих стран.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rossiya-vybor-turista-chego-ne-khvataet/search/#01:36:35.840

Показатели выездного туризма в 2020 году будут существенно скорректированы в связи с пандемией COVID-19, а также значительным снижением курса рубля после выхода России из сделки ОПЕК+

Число выездных туристических поездок граждан России за рубеж в 2019 году составило 45,3 млн ед., превысив показатели 2014 года (42,9 млн ед.) после периода сокращения количества поездок в 2015–2016 годах. Такая негативная динамика в первую очередь была связана с внешнеполитическими событиями, ослаблением курса рубля, которое снизило привлекательность выездных туристических поездок для россиян. Последующая стабилизация курса и адаптация населения к внешнеполитическим шокам привела к новому витку роста привлекательности туристических поездок за рубеж.

Определить долю населения, которая путешествует за рубеж, довольно сложно из-за особенностей статистического учёта, однако, по данным опросов, доля россиян, которые выезжали за рубеж за последние четыре года, составляет 6–10%.

Авторы исследования отмечают, что показатели выездного туризма в 2020 году будут существенно скорректированы в связи с пандемией COVID-19, а также значительным снижением курса рубля после выхода России из сделки ОПЕК+.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-invest-sessiya/search/#00:57:21.663

По итогам 2019 года туристические компании в России зафиксировали тенденцию роста популярности внутренних направлений для отдыха

По оценкам экспертов ЦСР, количество россиян, размещённых в средствах размещения России, с 2014 года выросло на 60% до 62,2 млн человек. У такой стремительной динамики есть несколько причин, среди них:

· рост популярности внутреннего туризма с размещением в гостиницах и аналогичных средствах размещения;

· реанимация санаторно-курортной системы отдыха на фоне оживления внутреннего туризма;

· реконструкция старых оздоровительных объектов;

· перераспределение части потока выездного туризма на внутренние направления;

· массовый выход средств размещения из «тени» — особенно значительное влияние эта тенденция имела в 2015 году, когда количество зарегистрированных средств размещения выросло за год на 29%;

· активное развитие средств размещения эконом-класса, в частности малых средств размещения;

· перераспределение спроса на более низкие ценовые сегменты, что привело к снижению в рассматриваемом периоде средней стоимости одной ночи размещения более чем на 20%.

Среди препятствий для развития туристической отрасли отмечают недостаточно хорошее состояние туристической инфраструктуры в России. В первую очередь туристические операторы озабочены состоянием дорог и дефицитом маршрутов межрегионального авиасообщения. Также обращается внимание на низкую дисциплину соблюдения правил безопасности, устаревшие устройства и средства защиты.

Одним из главных препятствий для развития отрасли называют плохое качество связи и интернет-соединения за пределами крупных городов. Например, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах этот факт сдерживает развитие туризма в уникальных, но труднодоступных местах.

Несмотря на ряд препятствий, туристические компании зафиксировали тенденцию роста популярности внутрироссийских направлений для отдыха и предоставление новых сервисов и услуг.

Помимо тем, рассмотренных выше, в исследовании также представлены комплексная оценка состояния отрасли, ключевые участники туристического рынка, характеристика туристических компаний в России, потенциал развития туристической отрасли в России и оценка качества туристической инфраструктуры в России.

Видео: https://roscongress.org/sessions/punkt-naznacheniya-rossiya-rost-populyarnosti-vnutrennego-i-vezdnogo-turizma/search/#01:01:32.287

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
7 августа 2020
Продуктовый ритейл: угроза снижения маржинальности
Эксперты Национального рейтингового агентства представили аналитический обзор, в котором отражены влияние COVID-19 на рыночную конъюнктуру и реальная угроза снижения маржинальности в сфере продуктового ритейла.
Аналитические дайджесты
15 февраля 2021
Рейтинг событийного потенциала регионов – 2020

Выставочный научно-исследовательский центр R&C подвел итоги 2020 года и представил седьмой ежегодный Рейтинг событийного потенциала российских регионов.

Аналитические дайджесты
16 апреля 2021
COVID-19 в России и в мире. Информационный дайджест 02.04.2021 – 08.04.2021

Информационный дайджест, подготовленный Департаментом аудита здравоохранения и спорта Счетной палаты Российской Федерации, посвящен ситуации с COVID-19 в России и в мире. В выпуске представлены ключевые новости за период со 2 по 8 апреля 2021 года.

Статьи
19 июня 2024
Восточный маршрут. Как развивается туристический бизнес Приморья

Приморский край относится к регионам, чья туристическая отрасль больше всего пострадала из-за пандемии и закрытия границ. Въездной поток туристов уменьшился в пять раз и, по прогнозам, к концу 2022 года восстановится лишь на 52% к допандемийным показателям. Индустрия гостеприимства Приморья учится жить без азиатских туристов, на которых ориентировалась в последние годы, и меняется под внутренний спрос.