Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Искусственный интеллект в образовании: проблемы и возможности для устойчивого развития

Исследования
16 октября 2020

Эксперты ЮНЕСКО подготовили исследование, которое посвящено вопросам использования искусственного интеллекта (ИИ) в сфере образования. В данной работе собраны примеры внедрения ИИ в образовательные процессы по всему миру, особенно в развивающихся странах, проанализированы возможности использования ИИ для улучшения результатов обучения, рассмотрены проблемы, риски и последствия активного применения искусственного интеллекта в образовании.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Технологии искусственного интеллекта используются для обеспечения инклюзивного доступа к образованию.

Искусственный интеллект предоставляет различным группам общества (например, инвалидам, беженцам, тем, кто не посещает школы или живет в изолированных общинах) доступ к соответствующим возможностям обучения. Например, робототехника телеприсутствия позволяет учащимся с особыми потребностями посещать занятия из дома или из больницы, а также поддерживать непрерывность обучения в чрезвычайных ситуациях или кризисах. Таким образом, данная технология способна поддерживать инклюзивность и повсеместный доступ к образованию. В работе отмечается, что одним из важнейших плюсов использования ИИ является возможность совместного обучения в ситуациях, когда учащиеся физически не находятся в одном и том же месте, а также возможность персонализировать обучение различными способами.

Возможности ИИ начинают активно использовать не только в развитых, но и в развивающихся странах. Так, в 2016 году правительство Китая запустило план, согласно которому страна должна стать крупнейшим полюсом развития ИИ в мире к 2030 году. Китай определил свою национальную стратегию ИИ для образования как часть технологического развития по данному плану. В Латинской Америке в последние годы несколько инициатив также активно продвигают компьютеризацию сферы образования.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-kadrovoe-obespechenie-perekhoda-k-ekonomike-budushchego-/search/#00:45:56.863

В контексте широкого распространения ИИ в будущем важно развивать новые навыки для работы с цифровыми технологиями.

В исследовании отмечается, что, в основном, компании быстро переходят на использование искусственного интеллекта. Это означает, что будет расти спрос на новые виды работ и навыков, которые связаны с использованием ИИ в различных индустриях. Таким образом, сектору образования важно отреагировать на эти процессы и переработать уже существующие программы обучения. И хотя авторы подчеркивают, что ни одна страна в мире не готова в полной мере к интеллектуальной автоматизации, ряд стран уже проводит работу по обеспечению того, чтобы их системы образования способствовали приобретению компетенций, необходимых обществу, основанному на ИИ.

Новые программы вводятся на разных уровнях обучения — как в начальных классах школы, так и в университетах, и на дополнительных курсах. Например, в 2016 году Управление по развитию информационно-коммуникационных средств массовой информации Сингапура (IMDA) запустило программу PlayMaker, по которой в 160 дошкольных центрах были предоставлены роботы для развития у самых юных учащихся интереса к робототехнике, программированию и компьютерным наукам и формирования компетенций в этой области через игру. Усилия таких стран могут послужить отправной точкой для разработки согласованных политических рамок для реагирования образования на ИИ.

Видео: https://roscongress.org/sessions/budushchee-ekonomiki-obrazovanie-kak-sfera-investitsiy/search/#00:44:48.255

Внедрение искусственного интеллекта в образовательные процессы связано с рядом вызовов и рисков.

В работе отмечаются следующие вызовы, которые могут возникнуть при работе с искусственным интеллектом: разработка комплексной государственной политики в области искусственного интеллекта для устойчивого развития, обеспечение инклюзивности и равенства в образовании, разработка качественных систем данных, подготовка учителей к обучению на базе искусственного интеллекта и подготовка ИИ к пониманию образовательных процессов, а также этика и прозрачность в сборе, использовании и распространении данных. Эти аспекты должны учитываться при формировании политики, а данное исследование в том числе может помочь принять обоснованные и надлежащие политические меры в этой связи.

Видео: https://roscongress.org/sessions/paritetnaya-diskussiya-epokha-tsifrovizatsii-ravenstvo-vozmozhnostey/search/#01:12:59.903

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Образование и Искусственный интеллект, посвященных вопросам развития образования и искусственного интеллекта.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
9 июня 2020
В обход пандемии: как Великобритания и Чили спасают больных через телемедицину

Виртуальная врачебная помощь — один из главных трендов современной медицины. Даже те страны, которые с подозрением относились к подобному формату здравоохранения, с приходом эпидемии оценили преимущества цифровизации. Как развивается телемедицина в Великобритании и Чили, рассказали врачи в рамках VIII Международного конгресса «Оргздрав-2020. Эффективное управление в здравоохранении».


Аналитические дайджесты
24 марта 2020
РОСКОНГРЕСС ИНСАЙДЕР. Специальный выпуск по итогам Экономического форума Россия – Африка
В информационно-аналитическом дайджесте эксперты Фонда Росконгресс подводят итоги первого экономического форума Россия – Африка, который прошёл 23–24 октября 2019 года в Сочи.
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Энергетика России в период новой реальности: проблемы и возможности

В условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию, и в первую очередь, на ее энергетический сектор, встает вопрос о корректировке собственной энергетической политики и энергетического баланса в соответствии с глобальными вызовами. Главные задачи государства — нахождение новых логистических путей транспортировки углеводородов, увеличение производства сжиженного природного газа, дальнейшее развитие Северного морского пути, как основной трассы для реализации сжиженного газа, наращивание магистрального трубопроводного транспорта для увеличения поставок углеводородов, как на традиционные рынки, так и на новые рынки Юго-Восточной Азии.