Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения

Исследования
16 октября 2020
Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения
Источник
Дата выхода
03.07.2020
Открыть PDF

Онлайн-курсы остаются популярными среди многих студентов и людей, которые хотят дополнительно развиваться и получать новые знания. Однако вопрос доступности онлайн-образования и перевода обучения в дистанционный формат никогда не стоял перед университетами так остро, как в 2020 году.

Сегодня онлайн-курсы — это не просто возможность для студентов конкретного университета заниматься дистанционно или изучать пропущенный материал, но в том числе инструмент, с помощью которого университет позиционирует себя на рынке образования.

Аналитический отдел CourseBurg провел количественное исследование и выяснил, какие университеты и платформы массовых онлайн-курсов (MOOC — Massive Open Online Courses) внесли наибольший вклад в онлайн-образование в нынешней ситуации. В общей сложности было проанализировано 710 курсов от 19 университетов.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

За последние годы российские вузы стали более активно использовать онлайн-курсы, однако по сравнению с 2016 годом ситуация изменилась не сильно. Большинство университетов, опубликовавших курсы, расположены в крупнейших городах России. Наиболее активными с точки зрения участия в публикации онлайн-курсов оказались технические университеты.

Больше всего онлайн-курсов на MOOC опубликовали НИУ ВШЭ (18%) и СПбГУ (16%). Третью и четвертую позицию заняли Политех (14%) и ТГУ (12%). Пятерку лидеров замкнул Университет ИТМО (8%). По сравнению с 2016 годом ситуация не сильно изменилась: НИУ ВШЭ продолжает делать почти каждый пятый онлайн-курс.


Большинство вузов, опубликовавших открытые онлайн-курсы, расположены в Москве (47%) и Санкт-Петербурге (22%). Два университета были из Тюмени. Из Екатеринбурга, Самары, Томска и Йошкар-Олы в список попало по одному университету.

Существует несколько профилей образования, на которых сосредоточены вузы. К основным направлениям относятся техническое, социально-экономическое и медицинское. Также отмечаются классические вузы — учебные заведения, которые сосредоточены сразу на нескольких профилях.

Наиболее активными с точки зрения участия в публикации онлайн-курсов оказались технические университеты: таковыми являются 10 из 19 представленных в исследовании вузов. Также свои курсы представили классические, социально-экономические и транспортные университеты.

Среди 19 вузов, которые опубликовали свои онлайн-курсы, было представлено только три направления: техническое (53%), социально-экономическое (21%) и транспортное (5%). Четыре университета относятся к классическим вузам: СПбГУ, МГУ, УрФУ и ТГУ. Они составляют 21% от общего числа.


Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-investitsii-v-onlayn-obrazovanie/search/#00:15:04.480

Национальная платформа открытого образования остается самой популярной платформой для публикации онлайн-курсов (68%). Кроме того, на одной из основных зарубежных платформ Coursera в общей сложности было представлено 148 курсов (20%).

Всего университеты использовали одиннадцать MOOC-платформ для публикации своих онлайн-курсов. Самыми востребованными платформами для размещения материалов оказались Национальная платформа открытого образования (НПОО) — 68% курсов, Coursera — 20% курсов, Открытая онлайн-академия — 4% курсов, СДО СПбПУ (Moodle) — 2% курсов и edX — 1% курсов.

Самой популярной платформой для публикации курсов является Национальная платформа открытого образования (НПОО), на ней разместили свои курсы 16 из 19 университетов.

Только пять вузов опубликовали свои онлайн-курсы на зарубежной платформе Coursera. Больше всего курсов было представлено от лица НИУ ВШЭ — 35% от общего числа курсов, опубликованных на Coursera. Чуть меньше было размещено от лица СПбГУ — 32%.


Помимо этого, 30 онлайн-курсов (4% от общего числа) было опубликовано в Открытой онлайн-академии, причем все материалы были размещены Финуниверситетом. На платформе СДО СПбПУ (Moodle) представлено 14 курсов (2%) от Политеха. На зарубежной платформе edX Университет ИТМО опубликовал 9 курсов (1%).

На остальных платформах было представлено от 1 до 6 онлайн-курсов. В этот список вошли такие платформы, как Лекториум (6 курсов), Университет без границ (6 курсов), Stepik (5 курсов), MOOPED1 (4 курса), Электронный университет — MOODLE ТГУ (3 курса).

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-investitsii-v-onlayn-obrazovanie/search/#00:02:04.480

Наиболее популярными категориями онлайн-курсов стали материалы, связанные с гуманитарным направлением (47%) и физико-математическим направлением (33%).

При рассмотрении направлений курсов авторы исследования выявили, что, несмотря на преобладание технических категорий в списке, большинство из курсов относилось к гуманитарному направлению — 333 курса (47%). Физико-математическое направление было представлено 237 курсами (33%).

Лидерами в гуманитарном направлении по количеству онлайн-курсов являются НИУ ВШЭ и СПбГУ, опубликовавшие 80 и 77 курсов соответственно, а в физико-математическом — Политех и НИУ ВШЭ (42 и 36 курсов соответственно). В химико-биологическом направлении больше всего курсов разместил МГУ (20 курсов). В художественном направлении лидером является НИУ ВШЭ (11 курсов). Больше всего курсов по физкультуре и БЖД представили Политех, МИСиС и УрФУ — по 2 курса каждый.

Наиболее активным из областных университетов оказался Томский государственный университет, который занял 4-ю позицию по количеству опубликованных курсов и обогнал большинство университетов Москвы и Санкт-Петербурга.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-universitet-kak-tochka-sborki-initsiativ-idei-i-vozmozhnosti/search/#00:32:34.048

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Образование, FriendsforLeadership и Цифровизация, посвященных развитию образования, а также реализации молодежной политики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
14 февраля 2019
Двенадцать решений для нового образования

В экспертном докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики представлены конкретные решения для усиления вклада сферы образования в экономический рост, технологическую модернизацию, социальную устойчивость и глобальную позицию России.


Экспертное мнение
22 мая 2018
«Ракетные удары – это очень плохо для бизнеса»

Главный исполнительный директор, главный управляющий директор Японского банка для международного сотрудничества (JBIC), специально для ПМЭФ.

Исследования
13 июня 2022
Чем может помочь инфраструктуре цифровой рубль?

Исследование InfraOne Research посвящено вопросам внедрения цифровой валюты в мире, и в частности в России, а также выгодам, которые получит от этого инфраструктурный рынок.


Исследования
30 декабря 2019
Умные города: цифровые решения для повышения жизненного комфорта

В отчёте Глобального института McKinsey анализируется то, как использование цифровых сервисов в городской среде помогает решать различные практические задачи в области безопасности, транспорта, медицины и экологии.