Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения

Исследования
16 октября 2020
Онлайн-образование 2020: какие российские вузы оказались готовы к дистанционному формату обучения
Источник
Дата выхода
03.07.2020
Открыть PDF

Онлайн-курсы остаются популярными среди многих студентов и людей, которые хотят дополнительно развиваться и получать новые знания. Однако вопрос доступности онлайн-образования и перевода обучения в дистанционный формат никогда не стоял перед университетами так остро, как в 2020 году.

Сегодня онлайн-курсы — это не просто возможность для студентов конкретного университета заниматься дистанционно или изучать пропущенный материал, но в том числе инструмент, с помощью которого университет позиционирует себя на рынке образования.

Аналитический отдел CourseBurg провел количественное исследование и выяснил, какие университеты и платформы массовых онлайн-курсов (MOOC — Massive Open Online Courses) внесли наибольший вклад в онлайн-образование в нынешней ситуации. В общей сложности было проанализировано 710 курсов от 19 университетов.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

За последние годы российские вузы стали более активно использовать онлайн-курсы, однако по сравнению с 2016 годом ситуация изменилась не сильно. Большинство университетов, опубликовавших курсы, расположены в крупнейших городах России. Наиболее активными с точки зрения участия в публикации онлайн-курсов оказались технические университеты.

Больше всего онлайн-курсов на MOOC опубликовали НИУ ВШЭ (18%) и СПбГУ (16%). Третью и четвертую позицию заняли Политех (14%) и ТГУ (12%). Пятерку лидеров замкнул Университет ИТМО (8%). По сравнению с 2016 годом ситуация не сильно изменилась: НИУ ВШЭ продолжает делать почти каждый пятый онлайн-курс.


Большинство вузов, опубликовавших открытые онлайн-курсы, расположены в Москве (47%) и Санкт-Петербурге (22%). Два университета были из Тюмени. Из Екатеринбурга, Самары, Томска и Йошкар-Олы в список попало по одному университету.

Существует несколько профилей образования, на которых сосредоточены вузы. К основным направлениям относятся техническое, социально-экономическое и медицинское. Также отмечаются классические вузы — учебные заведения, которые сосредоточены сразу на нескольких профилях.

Наиболее активными с точки зрения участия в публикации онлайн-курсов оказались технические университеты: таковыми являются 10 из 19 представленных в исследовании вузов. Также свои курсы представили классические, социально-экономические и транспортные университеты.

Среди 19 вузов, которые опубликовали свои онлайн-курсы, было представлено только три направления: техническое (53%), социально-экономическое (21%) и транспортное (5%). Четыре университета относятся к классическим вузам: СПбГУ, МГУ, УрФУ и ТГУ. Они составляют 21% от общего числа.


Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-investitsii-v-onlayn-obrazovanie/search/#00:15:04.480

Национальная платформа открытого образования остается самой популярной платформой для публикации онлайн-курсов (68%). Кроме того, на одной из основных зарубежных платформ Coursera в общей сложности было представлено 148 курсов (20%).

Всего университеты использовали одиннадцать MOOC-платформ для публикации своих онлайн-курсов. Самыми востребованными платформами для размещения материалов оказались Национальная платформа открытого образования (НПОО) — 68% курсов, Coursera — 20% курсов, Открытая онлайн-академия — 4% курсов, СДО СПбПУ (Moodle) — 2% курсов и edX — 1% курсов.

Самой популярной платформой для публикации курсов является Национальная платформа открытого образования (НПОО), на ней разместили свои курсы 16 из 19 университетов.

Только пять вузов опубликовали свои онлайн-курсы на зарубежной платформе Coursera. Больше всего курсов было представлено от лица НИУ ВШЭ — 35% от общего числа курсов, опубликованных на Coursera. Чуть меньше было размещено от лица СПбГУ — 32%.


Помимо этого, 30 онлайн-курсов (4% от общего числа) было опубликовано в Открытой онлайн-академии, причем все материалы были размещены Финуниверситетом. На платформе СДО СПбПУ (Moodle) представлено 14 курсов (2%) от Политеха. На зарубежной платформе edX Университет ИТМО опубликовал 9 курсов (1%).

На остальных платформах было представлено от 1 до 6 онлайн-курсов. В этот список вошли такие платформы, как Лекториум (6 курсов), Университет без границ (6 курсов), Stepik (5 курсов), MOOPED1 (4 курса), Электронный университет — MOODLE ТГУ (3 курса).

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-investitsii-v-onlayn-obrazovanie/search/#00:02:04.480

Наиболее популярными категориями онлайн-курсов стали материалы, связанные с гуманитарным направлением (47%) и физико-математическим направлением (33%).

При рассмотрении направлений курсов авторы исследования выявили, что, несмотря на преобладание технических категорий в списке, большинство из курсов относилось к гуманитарному направлению — 333 курса (47%). Физико-математическое направление было представлено 237 курсами (33%).

Лидерами в гуманитарном направлении по количеству онлайн-курсов являются НИУ ВШЭ и СПбГУ, опубликовавшие 80 и 77 курсов соответственно, а в физико-математическом — Политех и НИУ ВШЭ (42 и 36 курсов соответственно). В химико-биологическом направлении больше всего курсов разместил МГУ (20 курсов). В художественном направлении лидером является НИУ ВШЭ (11 курсов). Больше всего курсов по физкультуре и БЖД представили Политех, МИСиС и УрФУ — по 2 курса каждый.

Наиболее активным из областных университетов оказался Томский государственный университет, который занял 4-ю позицию по количеству опубликованных курсов и обогнал большинство университетов Москвы и Санкт-Петербурга.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-universitet-kak-tochka-sborki-initsiativ-idei-i-vozmozhnosti/search/#00:32:34.048

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Образование, FriendsforLeadership и Цифровизация, посвященных развитию образования, а также реализации молодежной политики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
27 декабря 2022
Цифровые образовательные двойники и искусственный интеллект как драйверы развития гиперконкурентной нейро-сетевой экономики

Раскрывается содержание понятий «цифровая образовательная экосистема» и «цифровой образовательный двойник» и их роль в современной гиперконкурентной нейро-сетевой экономике. Дается характеристика свойств цифрового образовательного двойника, который обладает предсказательно-управленческим потенциалом. Формулируется впервые в научной литературе фундаментальное положение о том, что цифровой след может оставлять свой отпечаток не только в прошлом, но и может быть направлен в будущее — если этот след оставляет высококвалифицированный специалист, имеющий развитые нейро-сетевые компетенции, навыки и способности, которые становятся накопленными инвестициями в человеческий капитал и капитализируемые в будущем разнообразные денежные, социальные и сетевые эффекты. Обосновывается вывод о том, что в гиперконкурентной нейро-сетевой экономике происходит развитие рынка аналитических предсказаний человеческого поведения и рынка человеческих поведенческих фьючерсов.

Аналитические дайджесты
29 октября 2019
Итоги ПМЭФ - 2019

Эксперты социально ориентированного нефинансового института развития Фонд Росконгресс подготовили итоги Петербургского международного экономического форума — 2019. В издании представлены ключевые тезисы глобальной и российской повестки на среднесрочную перспективу, которые были сформулированы по итогам Форума.


Экспертное мнение
3 июня 2019
Александр Машкевич: Создаем новые стандарты работы для отрасли

Председатель Совета директоров Eurasian Resources Group (ERG) Александр Машкевич — об «умных карьерах», экосистемах для населения и борьбе с применением детского труда в горнометаллургической промышленности.