Онлайн-курсы остаются популярными среди многих студентов и людей, которые хотят дополнительно развиваться и получать новые знания. Однако вопрос доступности онлайн-образования и перевода обучения в дистанционный формат никогда не стоял перед университетами так остро, как в 2020 году.
Сегодня онлайн-курсы это не просто возможность для студентов конкретного университета заниматься дистанционно или изучать пропущенный материал, но в том числе инструмент, с помощью которого университет позиционирует себя на рынке образования.
Аналитический отдел CourseBurg провел количественное исследование и выяснил, какие университеты и платформы массовых онлайн-курсов (MOOC Massive Open Online Courses) внесли наибольший вклад в онлайн-образование в нынешней ситуации. В общей сложности было проанализировано 710 курсов от 19 университетов.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
За последние годы российские вузы стали более активно использовать онлайн-курсы, однако по сравнению с 2016 годом ситуация изменилась не сильно. Большинство университетов, опубликовавших курсы, расположены в крупнейших городах России. Наиболее активными с точки зрения участия в публикации онлайн-курсов оказались технические университеты.
Больше всего онлайн-курсов на MOOC опубликовали НИУ ВШЭ (18%) и СПбГУ (16%). Третью и четвертую позицию заняли Политех (14%) и ТГУ (12%). Пятерку лидеров замкнул Университет ИТМО (8%). По сравнению с 2016 годом ситуация не сильно изменилась: НИУ ВШЭ продолжает делать почти каждый пятый онлайн-курс.
Большинство вузов, опубликовавших открытые онлайн-курсы, расположены в Москве (47%) и Санкт-Петербурге (22%). Два университета были из Тюмени. Из Екатеринбурга, Самары, Томска и Йошкар-Олы в список попало по одному университету.
Существует несколько профилей образования, на которых сосредоточены вузы. К основным направлениям относятся техническое, социально-экономическое и медицинское. Также отмечаются классические вузы учебные заведения, которые сосредоточены сразу на нескольких профилях.
Наиболее активными с точки зрения участия в публикации онлайн-курсов оказались технические университеты: таковыми являются 10 из 19 представленных в исследовании вузов. Также свои курсы представили классические, социально-экономические и транспортные университеты.
Среди 19 вузов, которые опубликовали свои онлайн-курсы, было представлено только три направления: техническое (53%), социально-экономическое (21%) и транспортное (5%). Четыре университета относятся к классическим вузам: СПбГУ, МГУ, УрФУ и ТГУ. Они составляют 21% от общего числа.
Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-investitsii-v-onlayn-obrazovanie/search/#00:15:04.480
Национальная платформа открытого образования остается самой популярной платформой для публикации онлайн-курсов (68%). Кроме того, на одной из основных зарубежных платформ Coursera в общей сложности было представлено 148 курсов (20%).
Всего университеты использовали одиннадцать MOOC-платформ для публикации своих онлайн-курсов. Самыми востребованными платформами для размещения материалов оказались Национальная платформа открытого образования (НПОО) 68% курсов, Coursera 20% курсов, Открытая онлайн-академия 4% курсов, СДО СПбПУ (Moodle) 2% курсов и edX 1% курсов.
Самой популярной платформой для публикации курсов является Национальная платформа открытого образования (НПОО), на ней разместили свои курсы 16 из 19 университетов.
Только пять вузов опубликовали свои онлайн-курсы на зарубежной платформе Coursera. Больше всего курсов было представлено от лица НИУ ВШЭ 35% от общего числа курсов, опубликованных на Coursera. Чуть меньше было размещено от лица СПбГУ 32%.
Помимо этого, 30 онлайн-курсов (4% от общего числа) было опубликовано в Открытой онлайн-академии, причем все материалы были размещены Финуниверситетом. На платформе СДО СПбПУ (Moodle) представлено 14 курсов (2%) от Политеха. На зарубежной платформе edX Университет ИТМО опубликовал 9 курсов (1%).
На остальных платформах было представлено от 1 до 6 онлайн-курсов. В этот список вошли такие платформы, как Лекториум (6 курсов), Университет без границ (6 курсов), Stepik (5 курсов), MOOPED1 (4 курса), Электронный университет MOODLE ТГУ (3 курса).
Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-investitsii-v-onlayn-obrazovanie/search/#00:02:04.480
Наиболее популярными категориями онлайн-курсов стали материалы, связанные с гуманитарным направлением (47%) и физико-математическим направлением (33%).
При рассмотрении направлений курсов авторы исследования выявили, что, несмотря на преобладание технических категорий в списке, большинство из курсов относилось к гуманитарному направлению 333 курса (47%). Физико-математическое направление было представлено 237 курсами (33%).
Лидерами в гуманитарном направлении по количеству онлайн-курсов являются НИУ ВШЭ и СПбГУ, опубликовавшие 80 и 77 курсов соответственно, а в физико-математическом Политех и НИУ ВШЭ (42 и 36 курсов соответственно). В химико-биологическом направлении больше всего курсов разместил МГУ (20 курсов). В художественном направлении лидером является НИУ ВШЭ (11 курсов). Больше всего курсов по физкультуре и БЖД представили Политех, МИСиС и УрФУ по 2 курса каждый.
Наиболее активным из областных университетов оказался Томский государственный университет, который занял 4-ю позицию по количеству опубликованных курсов и обогнал большинство университетов Москвы и Санкт-Петербурга.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Образование, FriendsforLeadership и Цифровизация, посвященных развитию образования, а также реализации молодежной политики.