Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) представляют 12-й выпуск «Тезисов об экономике». В очередном материале рассматриваются вопросы, связанные с инфляционными процессами после отмены карантинных ограничений, состоянием российского бюджета и стабилизацией промышленности после глубокого спада. Авторы отмечают, что рост инфляции оказался умеренным, на данный момент уточненная оценка инфляции за июнь в годовом выражении составляет всего 3,23,3%. Однако высока вероятность, что во втором полугодии валютный курс еще может скорректироваться из-за уменьшения притока валюты на рынок и сезонного роста спроса на валюту. Эксперты ЦМАКП также отмечают возможность кризиса государственного спроса; согласно заявленным приоритетам бюджетной политики, в следующем году номинальный объем бюджетных расходов будет зафиксирован на уровне текущего года. Это означает, что в реальном выражении государственный спрос неизбежно сократится.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
По мере отмены ограничений начала стабилизироваться ситуация в промышленности за очевидным исключением нефтяного комплекса, где перенасыщен рынок и работают соглашения ОПЕК+.
За слабым углублением спада в промышленности в мае (до 90,4% после 93,4% в апреле) стоят существенно отличающиеся реакции на «вирусно-нефтяной» шок различных секторов.
В марте апреле нефтедобыча «не заметила» начала карантина, но уже в мае «провалилась» сразу до 84,7%, в период начала исполнения соглашения с ОПЕК+ об ограничении добычи. С учетом веса отрасли в промышленности (свыше 20%), а также наведенного эффекта на электроэнергетику дополнительный негативный вклад в индекс промышленного производства превысил 3 проц. пункта, что повлекло дальнейшее «проседание» промышленности в мае.
Сектора производители потребительских товаров длительного пользования, а также практически все сегменты транспортного машиностроения оказались в «кластере сверхпострадавших». В основе такой реакции сверхчувствительность к динамике доходов населения, помноженная на карантинные ограничения.
В общей динамике выделяется и «кластер выигравших», куда включают фармацевтику, производство медицинских инструментов и оборудования. Эти сектора не только успешно преодолели кризис, но и показали рост прибыли к моменту снятия ограничений.
Рост инфляции оказался умеренным: на данный момент уточненная оценка инфляции за июнь в годовом выражении составляет всего 3,23,3%. Однако высока вероятность, что во втором полугодии валютный курс еще может скорректироваться из-за уменьшения притока валюты на рынок.
Инфляция в мае и начале июня замедлилась. Ее апрельский «девальвационный» скачок развития не получил (апрель: +0,83% к марту, май: +0,27% к апрелю, июнь, по данным за первые 15 дней: +0,12%, что соответствует 3,33,4% в годовом выражении).
В итоге, недельная инфляция, пережившая резкий всплеск в конце марта начале апреля (из-за девальвации рубля и ажиотажного спроса на продукты питания длительного хранения, продукты «народной медицины» и некоторые виды лекарств), уже в начале мая затормозилась и стала заметно ниже среднего многолетнего уровня.
Авторы исследования отмечают, что на общем благополучном фоне возник определенный потенциал ускоренного роста цен на хлеб из-за возможного усиления инфляции издержек. Ускоренное удорожание зерна (апрель: +1,9%, март и февраль: по 1,3%) и повышение цен в мукомольно-крупяной промышленности (апрель: 7,1%, март: 0,8%) создают потенциал для дальнейшего ускорения роста цен на хлеб, особенно если в текущем году (из-за неурожая, нового ослабления рубля или по иным причинам) рост закупочных цен на зерно усилится.
Российский бюджет вступил в кризисный период достаточно подготовленным, особенно в части накопленных резервов, однако нынешняя бюджетная политика не позволяет использовать накопленные резервы в полной мере, что может оказать негативное влияние на перспективы экономического восстановления после кризиса.
Федеральный бюджет долго и планомерно готовился к потенциальному кризису: накапливались резервы, поддерживался низкий уровень долга, снижалась доля нефтегазовых доходов в бюджете, вводились ограничения на увеличение бюджетных расходов, необеспеченных ненефтегазовыми доходами. Авторы исследования отмечают, что за исключением отдельных остро кризисных кварталов и даже в первом квартале текущего года федеральный бюджет был устойчиво профицитным.
К началу кризиса федеральный бюджет располагал весьма значительными резервами. Объем ФНБ по состоянию на 1 апреля 2020 г. составлял 11,3% ВВП (из них ликвидная часть с учетом апрельской сделки по покупке акций ПАО Сбербанк 8% ВВП). Государственный долг РФ один из самых низких в мире по состоянию на 1 апреля 2020 г. составлял всего 12,8% ВВП (включая государственные гарантии).
Таким образом, российский бюджет оказался более-менее подготовлен к новому кризису в части накопленных резервов, но совершенно не готов в части гибкости бюджетной политики. Действующая система бюджетных правил и сложившийся консервативный («фискально-ориентированный») подход к бюджетной политике не позволяют использовать накопленные резервы в полной мере.
На данный момент правительством утверждены три антикризисных пакета мер общей стоимостью порядка 3 трлн руб. (включая государственные гарантии и налоговые отсрочки). Основные источники их финансирования прибыль ЦБ, прошлогодние остатки на счетах и перераспределение части ранее утвержденных расходов (не создающее фискального стимула).
Как показывают оценки, такого объема помощи экономике недостаточно для макроэкономической стабилизации, а перспективы экономического восстановления после кризиса среди прочего будут зависеть от того, удастся ли изменить подход к бюджетной политике и адаптировать бюджет к новым условиям.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Экономический прогресс, Уровень и качество жизни, Финансовый рынок и Денежно-кредитная политика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также мерам, направленным на стимулирование экономического прогресса.