Восстановление деловой активности после пандемии COVID-19 это длительный процесс, который может столкнуться с рядом трудностей и потребует дополнительных усилий со стороны работодателей. Пандемия вынудила компании искать новые способы защиты здоровья сотрудников и показала важность новых технологий для организации рабочего процесса. После кризиса ключевую роль будут играть шаги, направленные на достижение двух вышеупомянутых трендов. Новые форматы работы, появившиеся в период пандемии, сохранят свою эффективность и продуктивность и позволят внедрить передовые технологии в рабочие процессы в дальнейшем.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данной статьи, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Возобновление работы после карантина это не однодневный процесс, выход на работу влечет ряд трудностей как для работодателей, так и для сотрудников.
Возвращение на рабочее место после карантина это не единовременное событие, а процесс, который будет продолжаться некоторое время. Ряд работников никуда не уходили: они помогали поддерживать цепочки поставок продуктов питания и медикаментов, часто подвергая риску себя и свои семьи. Другие работали долгое время исключительно удаленно. Однако примерно 2,7 млрд человек (или 80% мировой рабочей силы) пострадали от ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Для полного возвращения сотрудников на рабочее место требуется организованное планирование. Предприятия должны быть готовы к повторным волнам и вспышкам эпидемии, которые недавно наблюдались в Японии, Сингапуре и Южной Корее. В условиях отсутствия профилактического лечения или вакцины от COVID-19 компании работают в среде, где внезапные всплески вируса несут определенный риск.
Во время пандемии и после ее окончания компаниям следует уделить особое внимание средствам противовирусной защиты сотрудников.
Текущая ситуация может рассматриваться не только как кризис здравоохранения, но и как кризис доверия между людьми. Пандемия коренным образом изменила социальные отношения не только между правительствами и гражданами, но и между предприятиями и сотрудниками, клиентами и деловыми партнерами. Для восстановления доверия бизнесу необходимо сделать акцент на трех ключевых направлениях: здоровье и безопасность, технологии, физическое пространство.
Как утверждает ведущий специалист в области здравоохранения EY Памела Спенс, во времена кризиса люди хотят знать, что они имеют значение, что о них заботятся. Здоровье и благополучие занимают центральное место в восстановлении бизнес-деятельности после пандемии COVID-19. Компании, которые ориентированы на человека и осуществляют индивидуальное взаимодействие как с сотрудниками, так и с клиентами, выйдут из кризиса быстрее.
Такая концепция предполагает, что сотрудники и клиенты будут уверены, что их здоровью ничто не угрожает, и компаниям будет необходимо усилить защитные меры. IKEA, например, ограничила количество покупателей в магазинах. Там были установлены защитные экраны для персонала, закрыты детские и ресторанные зоны. Другие компании предпринимают аналогичные меры, осуществляя строгий контроль состояния здоровья персонала и контролируя дистанцию между людьми. Все это требует создания многофункционального командного центра, который будет способствовать оперативному принятию решений и реагировать на различные изменения ситуации.
Поиск и внедрение новых методов зашиты сотрудников и клиентов результат пандемии, с которым компании вынуждены столкнуться.
Руководство компаний, сотрудники которых возвращаются к работе, должны решить, кому нужно вернуться на рабочее место в первую очередь. Они вводят различные новшества со смещенными сменами, экспериментируют с механизмами удаленной работы для некоторых сотрудников и т.д. Например, компания Samsung предприняла широкомасштабные усилия в целях сдержать распространение вируса и свести к минимуму сбои в работе: сотрудники теперь работают только из дома, если нет необходимости их присутствия на рабочем месте. Компания также ужесточила процедуру проверки на наличие коронавируса, в том числе ежедневные проверки состояния здоровья и онлайн-вопросы для самопроверки. Одновременно Samsung ограничила международные поездки. Кроме того, руководство компаний должны соблюдать различные правила, регулирующие безопасное возвращение сотрудников на рабочее место. Эти меры включают плавающий график работы, замеры температуры, частое мытье рук и наличие антисептика, уборку помещений, средства индивидуальной защиты и т.д.
Каждое предприятие, открывающееся после пандемии, должно перестроить рабочие пространства для поддержания социального дистанцирования. Меры могут включать в себя: расположение сотрудников дальше друг от друга на сборочных линиях, выделение большего пространства в офисах, ограниченное использование лифта, установку вывесок, временное закрытие центров общения, таких как столовые и неформальные зоны отдыха и т.д. Во время пандемии непосредственное внимание к гигиене ускорило использование бесконтактных систем и систем голосового управления, новый акцент на мытье и чистку как рук, так и поверхностей теперь стал частью повседневной жизни, и можно ожидать, что эти меры будут продолжаться. По мнению руководителя отдела консультативных услуг EY Global People Майка Бертолино, компании должны в первую очередь задаться вопросом: как я могу защитить своих сотрудников? Как мне привлечь своих клиентов? Как моя компания может помочь обществу? Такие компании смогут удержаться на плаву и получать дивиденды и после того, как кризис пройдет.
В ближайшем будущем для компаний будет возрастать значение новых технологий организации работы, появившихся во время пандемии.
Сейчас способы управления в значительной степени смоделированы на производственных линиях начала XX века, поэтому компаниям необходимо синхронизировать технологии и форму работы с потребностями XXI века. Во многих компаниях работа по-прежнему организована в рамках структуры управления и контроля иерархической культуры. Многие лидеры продвигают «дух посещаемости рабочего места», который поощряет физические часы в месте работы, а не производительность. Это не лучший способ организовать бизнес: рабочее место в будущем должно быть гораздо более цифровым, более гибким и менее иерархичным. Руководство должно продолжать оптимизировать работу для повышения эффективности и производительности.
В этом плане пандемия способствовала изменению традиционного формата работы. Многие сотрудники были переведены на использование видеоконференций и облачного обмена файлами вместо собраний и традиционных способов работы. Такой формат работы часто оказывается довольно эффективным и продуктивным и позволяет внедрить эти технологии в рабочие процессы в дальнейшем. Некоторые правительства и компании уже используют различные технологии отслеживания контактов, такие как браслеты с поддержкой Bluetooth и приложения для смартфонов для защиты здоровья в случае заражения коронавирусом. Использование таких данных предназначено только для личной защиты, а не для контроля, и организации должны защищать данные о пользователе в соответствии с законом. Компании, возобновившие работу, рассматривают вопрос о том, как заменить предметы, требующие особого внимания (такие как мусорные баки) или использовать технологии для снижения рисков, обеспечения безопасности сотрудников и чистоты рабочей среды. Внедряются более передовые технологии: от тепловизионных камер до голосового управления лифтами и дверями. Кроме того, компании внедряют технологии искусственного интеллекта и анализ данных для построения возможных сценариев, которые послужат основой для планов действий в чрезвычайных ситуациях.
Поскольку компании конкурируют за человеческие таланты, то более гибкие способы работы, использующие приложения для цифровой связи, могут улучшить баланс между работой и личной жизнью и удовлетворить личные предпочтения сотрудников. Поскольку использование передовых технологий в бизнес-операциях расширяется, облачные технологии и средства контроля кибербезопасности приобретают все большее значение.
Не все виды работ будут иметь определенное физическое местоположение. В некоторых секторах практически всегда возможно работать удаленно, что значительно снижает потребности в недвижимости. Некоторые компании доказывают, что они могут работать, не занимая места на рынке недвижимости, а офис, по сути, служит конференц-центром, а не рабочим местом. Там, где работа требует фиксированного физического местоположения, компании будут стремиться сделать это место более гибким (например, с помощью модульного офисного пространства) и адаптируемым к новым производственным процессам, новым технологиям и новым способам изготовления. Поэтому взаимосвязь физического местоположения и технологий будет только возрастать.
Видео: https://roscongress.org/sessions/budushchee-rynkov-truda/search/#00:45:33.055
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Цифровизация, Четвертая промышленная революция, Рынок труда, посвященных мерам реагирования на вспышку коронавируса, цифровизации, революции 4.0, а также изменениям на рынке труда.