В исследовании, подготовленном Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова совместно с Фондом Росконгресс, проведен сравнительный анализ организации бизнес-миссий в России, Великобритании, США и Франции в целях увеличения экспортного торгового оборота высокотехнологичной продукции. По результатам исследования выявлены четкие тенденции по проведению мероприятий в целях увеличения экспортного торгового оборота высокотехнологичной продукции, а также отмечена важность бизнес-миссий для поддержки представителей МСП в рамках построения взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений на международном рынке в части организации экспорта высокотехнологической продукции.
Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.
Мировая практика организации бизнес-миссий предполагает разнообразие целей их проведения, связанных с внешнеторговыми и инвестиционными отношениями.
По итогам проведенного исследования были выявлены следующие основные цели проведения бизнес-миссий в России и мире:
• развитие экспортного потенциала страны;
• привлечение иностранного капитала в инвестиционные проекты;
• обмен опытом и знаниями, трансфер технологий и инноваций;
• улучшение бизнес-репутации на зарубежных рынках;
• продвижение лидирующих компаний-экспортеров;
• повышение уровня информированности и осведомленности о спецификах и потребностях иностранных рынках;
• налаживание деловых связей и партнерских соглашений.
При организации бизнес-миссий важным является не только их количество, но и качество.
Возможные меры по улучшению бизнес-миссий в РФ, выражающиеся в необходимости развития экспорта, ставят задачей не только увеличение количества проведенных бизнес-миссий, но и повышение эффективности проведения мероприятий, вовлечение субъектов крупного бизнеса и МСП в участие в данных мероприятиях.
Важной проблемой является равенство в доступе к бизнес-миссиям у представителей различных компаний.
Как показывают исследования, бизнес-миссии в большей мере привлекают компании, которые уже занимаются поставками за рубеж и планируют расширить клиентскую базу. Компании, работающие на местном рынке, не так заинтересованы в участии в бизнес-миссиях. Организации, имеющие более тесные связи с государственными органами или производящие определенные взносы в правящие партии, более склонны к участию в бизнес-миссиях, чем фирмы, не взаимодействующие с государственными организациями.
Решением проблемы недостаточного разнообразия участников бизнес-миссий может стать поощрение к участию в них представителей МСП.
На основе анализа зарубежного опыта возможно применение следующих мер в России с целью вовлечения крупного бизнеса и субъектов МСП в работу на внешних рынках, развитие экспортного потенциала, привлечение инвестиций, обмен опытом и знаниями и появления новых компаний, занимающихся международной деятельностью: • поощрение МСП без зарубежного опыта к выходу на внешние рынки с помощью соответствующих программ; • установление более тесных отношений между государственными учреждениями и МСП; • изучение особенностей национальной культуры принимающих стран.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Экспорт, МСП и Торговая политика, посвященных развитию одних из наиболее важных направлений экономической политики России.