Invest in Russia — invest in Russian regions!
All analytics

Monitoring of Russia’s Economic Outlook. Trends and Challenges of Socio-Economic Development

Research
8 June 2020
Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития
Source
,
Release date
04/29/2020
Open PDF

This publication was prepared by researchers from Gaidar Institute for Economic Policy (Gaidar Institute) and the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). It contains a collection of articles about the coronavirus pandemic and its impact on various spheres, including economy and finance. The central focus is on economic stabilization efforts and state support for businesses in the current conditions.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

The coronavirus pandemic isn’t over yet.

Analysts observe that although the USA and certain European countries currently remain the epicenters of the pandemic, the number of coronavirus cases in Russia has been growing exponentially since early March.

The articles titled «Monitoring the situation with the spread of the coronavirus infection (COVID-19), mitigation measures, and challenges» and «Real-time monitoring of socio-economic mitigation measures targeting COVID-19» scrutinize the current situation with the pandemic in Russia and globally, its repercussions, measures taken by countries to counter the spread of the pandemic, and the effectiveness of these measures.

The authors emphasize the profound impact of the pandemic. For example, the rating agency Standard & Poor’s (S&P) has revised downwards its outlook for the global economy, particularly in view of the continuing lockdowns in a range of countries.

Video: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-ugrozy-biologicheskoy-bezopasnosti-v-atr-novye-riski-i-vozmozhnosti/search/#00:30:59.584

Coronavirus has had an adverse effect on a range of spheres, including the economy.

A number of articles study the effect of the pandemic on individual sectors of the economy. In particular, analysts note that the most affected sectors are air transportation («Measures of state support for air transportation and the aircraft industry in Russia and globally») and tourism («Measures of state support for the tourism industry amid the COVID-19 crisis»).

Some of the articles raise the issue of distance (online) education during the pandemic. In the absence of a well-developed comprehensive system of methods and technologies, the issue assumes global importance («On measures taken in education systems globally in the context of the COVID-19 pandemic and on implemented educational technologies»).

Another interesting topic is how the pandemic is presented in media and in speeches of political leaders. This issue is studied in such works as «Cross-cultural monitoring of infodemic and pandemic. Quarantine: Safe and unsafe» and «Cross-cultural monitoring of infodemic and pandemic. Looking into the future: The world after the coronavirus».

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-tsifrovoy-transport-i-logistika-liderstvo-rossii-v-transportnoy-integratsii-evropy-i-azii/search/#00:44:27.263

Social and economic support measures are of particular importance in the current situation.

Analysts note that the COVID-19 pandemic and the socio-economic crisis it triggered have already caused and will continue to cause a range of changes in the social sphere, for example in urban mobility («Correlation between the rise in COVID-19 incidence and urban mobility: Examples of New York, Stockholm, and Moscow») and migration («Long-term international migration to Russia in 2020-2021: Factors related to quarantines and economic recession»). In the economy, analysts observe such changes as inflation («Inflationary processes in the Russian Federation in the wake of the crisis»), changes in the balance of payments («Russia’s balance of payments in Q1 2020»), financial market crisis («Snapshot review of financial markets»), SME crisis («Development trends of small and medium-sized enterprises amid pandemic-induced crisis»), etc.

The authors of the articles emphasize the necessity of social and economic support. They note that, compared to large companies, small and medium-sized enterprises (SMEs) are more susceptible to pandemic-related risks. To support the SME sector, the state must implement measures of financial (subsidies, tax relief, etc.) and non-financial support.

The article titled «Social payments and food aid programs amid the coronavirus pandemic: International experience» examines foreign countries’ experience with introducing new programs of social payments and food aid for certain social groups, and with adapting existing programs as a response to pandemic-related economic problems.

Thus, the authors conclude, in the current situation, state support is necessary for businesses and the population alike.

Video: https://roscongress.org/sessions/kom-rastet-sotsialnoe-neravenstvo-kak-globalnaya-problema-i-rol-biznesa-v-ee-reshenii/search/#00:04:09.600

For more information about possible ways to stabilize the economy during the pandemic, please see the StayHomeEconomy special section of the Roscongress information and analytical system, and the Monetary policy and Financial market sections about financial and macroeconomic indicators.

Anlytics on the topic

All analytics
Articles
28 April 2020
What Will COVID-19 Mean for LNG?

Already grappling with a supply glut in liquefied natural gas (LNG), global gas companies face fresh challenges due to two seismic events: the COVID-19 pandemic and the global oil price shocks. Together, these developments are set to deepen and lengthen the current imbalance between supply and demand in LNG markets, leading to a lower-for-longer price environment. As a result, up to 8% of global LNG demand could be at risk (more than 25 million tonnes per annum, or MTPA) in the near term while the low-price environment could last another one to two years.

Research
4 September 2022
Tough Times for Labor Market

In this report, the rating agency Expert RA studies the latest labor market trends in Russia and globally as well as the specifics of the current economic environment.

Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

В данном мониторинге, подготовленном коллективом экспертов Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара (Института Гайдара) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), собраны статьи на тему пандемии коронавируса и её последствий для различных сфер жизни общества, включая экономику и финансы. Подробно рассмотрены меры стабилизации экономики и поддержки предпринимательства и бизнеса в текущих условиях.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные выводы исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.

Пандемия коронавируса продолжается.

Исследователи отмечают, что наиболее выраженные очаги распространения коронавируса по-прежнему сконцентрированы в США и отдельных странах Европы, но при этом в России с начала марта также можно наблюдать экспоненциальный рост общего числа выявленных случаев заражения.

В статьях «Мониторинг ситуации с распространением коронавируса (COVID-19), предпринимаемых в связи с этим мер и возникающих вызовов» и «Оперативный мониторинг мер социально-экономической политики стран по смягчению последствий COVID-19» подробно рассматриваются текущая ситуация с вирусом в мире и России, его последствия, а также принимаемые различными странами меры по борьбе с распространением коронавируса и их эффективность.

Особо отмечается серьёзность последствий пандемии. Так, рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) ухудшило прогноз развития мировой экономики, что связано в основном с продлением во многих странах карантина из-за распространения коронавирусной инфекции.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-ugrozy-biologicheskoy-bezopasnosti-v-atr-novye-riski-i-vozmozhnosti/search/#00:30:59.584

Коронавирус отрицательно повлиял на ряд сфер общественной жизни, включая экономику.

В различных статьях сборника рассматривается влияние коронавируса на конкретные секторы экономики. В частности, отмечается, что самые пострадавшие сферы — это авиаперевозки («Меры поддержки отраслей авиаперевозок и авиастроения в России и в мире») и туризм («Меры поддержки сектора туризма в условиях кризиса, вызванного COVID-19»).

В сборнике также поднимается проблема дистанционного (онлайн) образования в период пандемии, которая, в условиях отсутствия проработанной необходимой системы мер и технологий, носит глобальный характер («О принимаемых мерах в мировых системах образования в связи с пандемией COVID-19 и используемых образовательных технологиях»).

Интересной темой для исследования также стало отражение пандемии в различных СМИ и выступлениях политических лидеров. Эта тема рассматривается, например, в таких материалах, как «Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. Карантин: опасный и безопасный» и «Кросскультурный мониторинг образов инфодемии и пандемии. Заглядывая в будущее: мир после коронавируса».

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-tsifrovoy-transport-i-logistika-liderstvo-rossii-v-transportnoy-integratsii-evropy-i-azii/search/#00:44:27.263

Меры социальной и экономической поддержки особенно важны в текущей ситуации.

В исследованиях отмечается, что эпидемия COVID-19 и социально-экономический кризис, во многом спровоцированный ею, уже привели и ещё будут приводить к целому ряду последствий и изменений в социальной сфере, например в процессах мобильности жителей городов («Динамика прироста случаев COVID-19 и мобильность жителей: примеры Нью-Йорка, Стокгольма и Москвы») и миграции («Долговременная международная миграция в Россию в 2020–2021 гг.: факторы карантинных мер и экономического спада»). Изменения происходят и в экономике, в частности инфляция («Инфляционные процессы в Российской Федерации в условиях кризиса»), изменение платёжного баланса («Платёжный баланс в I квартале 2020 года»), кризис финансовых рынков («Экспресс-обзор финансовых рынков (23 апреля 2020 г.)»), кризис малого и среднего бизнеса («Тенденции развития сектора малых и средних предприятий в условиях пандемии и кризиса») и так далее.

В статьях сборника подчёркивается важность мер социальной и экономической поддержки. Отмечается, что малые и средние предприятия (МСП) больше подвержены рискам, связанным с пандемией, по сравнению с крупными компаниями. Чтобы поддержать этот сектор в период кризиса, необходимо реализовать меры финансовой (прямое финансирование, налоговые льготы и пр.) и нефинансовой поддержки.

Одна из работ («Социальные выплаты и программы продовольственной помощи в условиях распространения коронавируса: примеры мирового опыта») исследует опыт зарубежных стран по введению новых и адаптации текущих программ социальных выплат и программ продовольственной помощи для различных категорий населения в качестве ответа на вызовы, связанные с распространением коронавирусной инфекции и сопутствующими экономическими проблемами.

Таким образом, помощь государства необходима сейчас как представителям бизнес-структур, так и различным слоям населения страны.

Видео: https://roscongress.org/sessions/kom-rastet-sotsialnoe-neravenstvo-kak-globalnaya-problema-i-rol-biznesa-v-ee-reshenii/search/#00:04:09.600

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Денежно-кредитная политика и Финансовый рынок, посвящённых возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам, связанным с бюджетными и макроэкономическими показателями.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
13 июня 2022
Российская экономика в 2021 году. Тенденции и перспективы

В исследовании, подготовленном Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара, содержится подробный анализ наиболее значимых тенденций в российской экономике, глобальных трендов социально-экономического развития.


Исследования
28 апреля 2020
Исследование BCG и “Ромир”: новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз

BCG и исследовательский холдинг «Ромир» представляют первый срез исследования потребительских настроений: «Российские потребители — новая реальность». Целями исследования были анализ отношения потребителей к сложившейся на фоне пандемии ситуации и выявление их готовности тратить в столь тревожные времена; а также прогноз о том, как именно изменится поведение потребителей в течение ближайших 6 месяцев, каковы перспективы каналов сбыта и каким станет покупательское поведение. В ходе исследования была проведена работа с 1200 респондентами по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в 40+ товарных категориях.


Аналитические дайджесты
3 августа 2020
COVID-19: обзор по состоянию на 1 июня 2020 года
Исследование, подготовленное экспертами McKinsey & Company, посвящено новым реалиям экономических и социальных отношений, обусловленным распространением пандемии COVID-19 и ее последствиями.
Исследования
27 июня 2018
Итоги десятилетия 2008-2017 годов в российском банковском секторе: тенденции и факторы

В докладе, подготовленном экспертами Банка России, рассматриваются изменения в банковском секторе России, произошедшие с 2008 по 2017 год, изучается их влияние на устойчивость банков и состояние межбанковской конкуренции. Презентация доклада состоялась на XXVII Международном финансовом конгрессе (6–8 июня 2018 года, г. Санкт-Петербург).