Представленная версия актуальна по состоянию на 22 апреля 2020 года. Предыдущие версии исследования вы можете посмотреть здесь и здесь.
Команда специальной рабочей группы по коронавирусу Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» представляет третью часть обзора основных правовых рисков и рекомендаций для ведения бизнеса в период пандемии COVID-19.
Изменения в мерах господдержки, произошедшие с 14 по 22 апреля
Правительство отказалось от составления единого перечня системообразующих предприятий. Вместо этого профильные отраслевые министерства начали формировать списки предприятий отдельно по каждой отрасли и вносить соответствующие предложения на рассмотрение Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (далее Комиссия).
В бюджетное законодательство внесены изменения, благодаря которым государство сможет оперативно финансировать меры господдержки.
Теперь бюджетные средства, ранее запланированные на иные цели, могут быть перенаправлены на финансирование:
· мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики;
· мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции;
· иные мероприятия (цели), определенные Правительством РФ.
Для организации перераспределения бюджетных средств вводится особая процедура (постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 483). Причем Федеральное Собрание Российской Федерации наделяется новыми, ранее не свойственными ему функциями.
Инициатором перераспределения бюджетных ассигнований будет выступать главный распорядитель бюджетных средств. Его предложения должны быть поддержаны Минфином.
Окончательное решение о перераспределении будет принимать Комиссия Федерального Собрания Российской Федерации, в состав которой входят по семь представителей от Государственной Думы и Совета Федерации.
Влияние пандемии на антимонопольное регулирование: что важного произошло с 15 по 22 апреля?
Внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства о государственном оборонном заказе проводятся в следующих случаях, когда (а) основанием проверки являются факты причинения угрозы жизни и здоровью; (б) проверка проводится по Поручению Президента РФ или Правительства РФ в отношении конкретного лица; (в) проверка проводится по требованию прокурора.
Ограничения по проверкам, в том числе плановым, не распространяются на проверки соблюдения законодательства о контрактной системе. Кроме того, на данный момент не отменены плановые проверки ФАС России по Закону о стратегических инвестициях № 57-ФЗ.
Описанные ограничения в отношении проверочных мероприятий не распространяются на процедуру возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного
законодательства и законодательства о рекламе. ФАС России в случае выявления признаков соответствующих нарушений уполномочена возбуждать дела и рассматривать их в обычном порядке.
Также стоит обратить внимание, что ФАС России продолжает осуществлять мониторинг цен на социально значимые товары.
Влияние пандемии на таможенное право: что важного произошло с 15 по 22 апреля?
В период с 16.03.2020 по 30.09.2020 освобождается от уплаты ввозной таможенной пошлины ввоз товаров, необходимых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции. К таким товарам относятся СИЗ (маски и респираторы, защитные очки, перчатки, костюмы); товары, используемые для производства перчаток и СИЗ медицинского назначения; тальк для производства масок и перчаток и пр.
Действует Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым с 16.03.2020 по 30.09.2020 ввоз лекарственных средств и медицинских изделий освобождается от уплаты ввозного НДС. Освобождение предоставлено предпринимателям, которые на безвозмездной основе передают такие лекарственные средства и медицинские изделия некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере охраны здоровья.
С 01.04.2020 по 30.06.2020 действует предоставленное ЕЭК освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины на товары критического импорта. Освобождение распространяется на: картофель, лук, чеснок, капусту, морковь, перец, рожь, рис длиннозерный, гречиху, гречневую крупу, детское питание и др.
Для поддержки компаний, работающих в экономически и социально значимых отраслях, Президентом РФ предлагается снижение или обнуление таможенных пошлин на комплектующие и материалы, импортируемые такими компаниями. На текущий момент данное предложение пока не получило отражение в нормативных документах.
Продолжает действовать «зеленый коридор», предусматривающий первоочередное осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля в пунктах пропуска при импорте товаров первой необходимости и продовольствия по перечню, определенному Минпромторгом (данный перечень включает 58 товаров, из которых 31 позиция продовольственные товары, 27 СИЗ, средства гигиены и дезинфекционные средства).
16.04.2020 Россельхознадзором отменены временные ограничения на ввоз из Китая живых гидробионтов (ракообразных, моллюсков и водных беспозвоночных животных, за исключением живой рыбы).
Влияние пандемии на прочие аспекты
Эксперты адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» также рассматривают комментарии к обзору Верховного суда РФ по отдельным вопросам судебной практики, правовые риски и рекомендации для ведения бизнеса, которые повлекла пандемия COVID-19, связанные с вопросами банкротства, деятельности финансового сектора и функционированием налоговой системы.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс COVID-19 и СидимДомаЭкономика,посвящённых мерам реагирования на вспышку коронавируса и возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.