Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Новая жизнь без Lamborghini: как Россия останется без итальянского импорта

Экспертное мнение
10 апреля 2020
Новая жизнь без Lamborghini: как Россия останется без итальянского импорта
Источник
Дата выхода
10.04.2020
Авторы
Саламатов Владимир
Открыть PDF

Владимир Саламатов

Генеральный директор, Исследовательский центр Международная торговля и интеграция; профессор МГИМО; председатель Комитета Делового совета ЕАЭС по торгово-экономическому сотрудничеству с КНР и другими приоритетными торговыми партнерами

Появление в мировой экономике «черного лебедя» пандемии COVID-19 в первую очередь ударило по цепочкам поставок продукции и создало серьезные риски для всех участников логистического рынка, включая производителей. Италия является третьей по величине экономикой ЕС, глубоко интегрированной в мировые производственные процессы. На данный момент более 70% производств в Италии закрыты на карантин, а пропускная способность транспортной инфраструктуры сократилась примерно на 75%. Исходя из этой говорящей статистики, можно с уверенностью прогнозировать, что карантинные меры в Италии непосредственно скажутся на организации и объемах поставок из Италии в третьи страны, в том числе и в Россию.

Россия — пятый по величине торговый партнер Италии по стоимостному объему экспортированной продукции в 2019 году (исключая экспорт в страны-члены ЕС) после США, Швейцарии, Китая и Турции. Согласно данным International Trade Center (ITC), в 2019 году экспорт Италии в Россию составил $8,8 млрд. В основном Италия экспортирует в Россию иммунные сыворотки и фракции; мебель; краны, клапаны и вентили; обувь; лекарственные средства; машины и промышленное оборудование; одежду; механические устройства; виноградные вина; части и принадлежности моторных транспортных средств; насосы; турбореактивные двигатели; чемоданы и сумки, и т. д.

С точки зрения транспортировки, экспортные потоки Италии в Россию (по данным Eurostat) критически зависят от автомобильного транспорта: на него приходится более 70% общего стоимостного объема поставок. Следом идет воздушный, морской и железнодорожный транспорт. Из-за ограниченной пропускной способности инфраструктуры многие транспортные операторы повышают ставки на грузоперевозки, что создает дополнительные барьеры для торговли между Италией и Россией. Однако железнодорожное транспортное сообщение внутри ЕС и с третьими странами кажется наиболее надежным на фоне остальных видов транспорта, так как оно продолжает функционировать. Те грузоотправители, которые не успели подстроиться к новым реалиям транспортного рынка и перейти на отгрузку продукции по железной дороге, будут наиболее подвержены рискам.

Однако в первую очередь поставки будут нарушены из-за приостановки производства в Италии. Согласно данным Индекса менеджеров по закупкам (PMI) на 1 апреля 2020 года, производственная активность в Италии сократилась на 17,2% по сравнению с 2 марта 2020 года. Крупнейший итальянский производитель электронных и электромеханических компонентов для автомобилей MTA приостановил работу своих производственных площадок, в первую очередь в Кодоньо, а в результате приостановили свою деятельность и компании FCA Mirafiori, Cassino, Melfi и Sevel, Renault, BMW и Peugeot. Заводы итальянских производителей Lamborghini, Ducati также будут простаивать.

Снижение производственных мощностей в Италии оказывает косвенное влияние на импорт России автомобилей и других товаров из других европейских стран, так как экономики стран-членов ЕС тесно взаимосвязаны цепочками добавленной стоимости. Ford Motor остановил производство в Валенсии, Кельне, Крайове, Зарлуи. Volkswagen также закрыл свои заводы в Германии, Словакии, Испании и Португалии. Airbus приостановил производство и сборку на своих заводах во Франции и Испании.

Из-за коронавируса с проблемами могут столкнуться потребители итальянских деликатесов, парфюмерии и вина — главной товарной позиции в структуре продовольственного импорта России из Италии (вино составляет 3,4% стоимостного объема импорта России из Италии в 2019 году). В Италии проходит крупнейшая международная выставка косметической промышленности Cosmoprof Bologna, но в 2020 году дата ее проведения была перенесена на июнь. Стоит отметить, что к настоящему времени поставки в целом не прекратились, а имеющихся запасов товаров хватит до начала лета.

Трудности с поставками из Италии также уже испытывают продавцы обуви и сантехники. Часть ассортимента итальянской сантехники уже не доступна потребителям. Участники рынка прогнозируют, что на замену временно выбывшим позициям придет аналогичная продукция российского производства.

Гораздо более серьезная проблема связана с поставками медикаментов и фармпрепаратов. По итогам 2019 года в структуре импорта России из Италии лидировали именно фармацевтические товары (9,1% стоимостного объема импорта России из Италии), в первую очередь — алкалоидные лекарственные средства (к ним относятся, например, антиаритмические, противокашлевые, противоопухолевые, сосудорасширяющие, противомалярийные препараты): на эту товарную позицию приходилось 5,4% стоимостного объема российского импорта из Италии. На втором месте — лекарственные средства, содержащие антибиотики: 1,2% стоимостного объема российского импорта из Италии. Общий объем импорта итальянской фармацевтической продукции и ингредиентов по итогам 2019 года составил около $1 млрд.

Вероятнее всего, в связи с тяжелой эпидемиологической обстановкой и обусловленным ею высоким внутренним спросом объем поставок таких товаров в Россию из Италии в ближайшее время сократится. Согласно данным RNC Pharma, на текущий момент с проблемами поставок в основном сталкиваются компании, производящие противовирусные препараты, в частности, это касается и отечественного «Арбидола». При этом некоторые участники российского рынка заявляют, что имеют запасы фармацевтических препаратов, объем которых позволит продержаться без импортных поставок несколько месяцев. Поэтому в ближайшее время нет оснований ожидать дефицита лекарств на российском рынке.

Принимая во внимание важность торговли с Италией для России, экономикам обеих стран предстоит пройти процесс адаптации к произошедшим изменениям. На текущий момент в полной мере оценить влияние пандемии на объемы торговли Италии с Россией не представляется возможным из-за отсутствия новых статистических данных, однако российским компаниям уже сейчас необходимо оценивать возникающие риски и разрабатывать меры по борьбе с похожими явлениями в будущем.




Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
21 августа 2020
Бюллетень Перспектив развития мировой экономики. Кризис, не похожий ни на какой другой, неопределенные перспективы восстановления

Эксперты МВФ представляют прогноз мирового роста, в частности, в отношении вызванных пандемией нарушений экономической активности, цен на биржевые товары, финансовых условий и государственной поддержки.

Исследования
30 августа 2021
Глобальные тенденции в области человеческого капитала в 2021 году: специальный доклад

В исследовании, подготовленном Deloitte, рассматриваются возможные сценарии развития отношений между работником и работодателем в соответствии с вызовами, связанными с последствиями пандемии и тенденциями в мировой торговле.

Исследования
13 ноября 2020
Рекомендации ЮНВТО по туризму и развитию сельских районов
Данные рекомендации ЮНВТО по туризму и развитию сельских районов нацелены на поддержку органов государственного управления на различных уровнях, а также частного сектора и международного сообщества в плане развития туризма в сельских районах таким образом, чтобы это способствовало инклюзивному, быстрому и устойчивому развитию.
Аналитические дайджесты
22 марта 2021
Дайджест лекарств StopCOVID-19. Выпуск № 10

Группа компаний «ХимРар» представляет дайджест топ-публикаций об исследованиях и разработках, проводящихся во всем мире в поисках эффективных возможностей лечения и профилактики COVID-19, по состоянию на 22 марта 2021 года.