Корпоративные акселераторы: зарубежный и российский опыт
Корпоративные акселераторы в России в последнее время стали очень модной темой. Ещё два-три года назад корпорациям приходилось объяснять, что такое стартап и какую пользу он может принести бизнесу. Но сейчас крупные компании сами начали к ним присматриваться и выстраивать коммуникацию в разных форматах. С помощью стартапов корпорации могут решать амбициозные задачи, связанные с развитием бизнеса. При этом они могут искать не только технологии и продукты для выхода на новые рынки, но и сотрудников с уникальными компетенциями, которых сложно найти путём обычного рекрутинга.
В этом плане полезно изучать опыт зарубежных корпораций, например авиастроительной компании AIRBUS, которая запустила в России акселератор AIRBUS BizLab. Преимуществами их модели являются тесная взаимосвязь стартапов со всеми бизнес-подразделениями компании, а также акселерация не только внешних проектов, но и проектов своих сотрудников. Французская компания La Poste также успешно работает со стартапами. Команде её акселератора удалось выстроить процесс оперативной интеграции стартапа внутри госструктуры.
В России также есть удачные кейсы, например акселератор MTS StartUp Hub. Сейчас это один из самых успешных российских корпоративных акселераторов, который недавно запустил поиск проектов на зарубежных рынках и анонсировал венчурный фонд.
Привлекательность стартапов в различных отраслях
Прошёл период, когда все стартапы концентрировались только в университетах, обладали неплохими разработками, но были совершенно не приспособлены к бизнесу. Сегодня зрелых стартапов в России стало больше. Традиционно корпорациям более интересны ИТ-стартапы. Это связано с тем, что они могут быстро перенастроить свои процессы, адаптировать технологию для использования в конкретной компании и вывести её на новый уровень. Быстрое тестирование технологии проекта при работе со стартапами зачастую является решающим критерием.
Чаще всего стартапы интересны банкам и ритейлерам, а в промышленных отраслях их меньше. В металлургии дольше всего поиском и отбором стартапов занимается Алроса. У этой корпорации есть свой инновационный центр в Якутии, и у неё самый длительный опыт в металлургическом секторе по работе со стартапами. Последние несколько лет Алроса демонстрирует рынку свои успехи по внедрению новых продуктов.
Ценность стартапов и особенности управления ими
Многие стартапы в России уже понимают, что корпорации активно ищут технологии и меняют свою бизнес-модель. Начинающие предприниматели научились торговаться и осознавать ценность проектов и их потенциальную капитализацию. В связи с этим корпорациям становится тяжело разговаривать с такими стартапами, зачастую по причине непонимания их потенциала развития.
Стартапу необходимо поставить чёткую бизнес-задачу и мотивировать сотрудников на выполнение их работы. Кроме этого, чтобы интеграция прошла успешно, следует осуществлять контроль деятельности стартапов: делать точки среза, отслеживать, где возникают трудности и что нужно скорректировать в стратегии развития проекта.
Многие корпорации не хотят тратить время на то, чтобы долго выращивать технологию. На посевных стадиях корпорации инвестируют всё меньше, большинство ждут отдачи вложений через два-три года, а некоторые уже через год. Если компания всё-таки хочет инвестировать в стартап на ранней стадии, ей надо вкладывать в него не деньги, а время. Стартапам же, со своей стороны, чтобы привлечь внимание корпорации, нужно приходить с готовым продуктом, который можно модифицировать под её задачи, и уметь видеть перспективу.