Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Национальный и территориальный брендинг как инструмент развития регионов

Статьи
6 сентября 2018
Национальный и территориальный брендинг как инструмент развития регионов
Дата выхода
06.09.2018
Авторы
Садченков Михаил

Актуальная инициатива

Вызовы, с которыми сталкивается Россия, с каждым годом становятся сложнее и требуют изменения концептуального подхода к решению задач, направленных на развитие экономического потенциала. Очередной виток санкций не только ограничивает рост национальной экономики, но и создает условия, в рамках которых становится возможным реализация инициатив и решений, чего ранее не делалось из-за банальной размеренности и сверхдоходов, поступающих в бюджет от реализации сырья.

В условиях ограничений ключевыми факторами успеха становятся такие, как консолидация, коммуникация и возможность находить компромиссы для реализации государственных задач и достижения стратегических целей. Сегодня эти слова должны стать мантрой для любого руководителя не только в государственном секторе, но и в частном бизнесе. Успех национальной экономики должен стать одной из главных задач, в реализации которой должны быть заинтересованы все.

Развитие национального брендинга и создание национальной коммуникационной стратегии, направленной на консолидацию усилий и ресурсов государства, бизнеса, общественных организаций и граждан России, могут стать мощными драйверами развития регионов, а также регионального бизнеса.

Уникальности недостаточно

Сегодня очевидно, что национальный брендинг, как и любые другие инструменты, требует совершенно нового подхода, основанного на создании среды, формирующей потенциал и условия для роста производства, экспорта, туризма, культуры, человеческого капитала и инвестиций в территориальные образования. Инструменты эти должны носить не только роль проводника по мерам поддержки институтов развития, но и обеспечивать компенсацию ключевых компетенций в сфере маркетинга и коммуникаций.

Дальний Восток России в этом случае является уникальным регионом, способным стать не только самостоятельным национальным брендом, но и главной движущей силой в продвижении России на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако следует понимать, что в современном информационном пространстве возможностей и содержания одного региона, даже такого богатого, как Дальний Восток, недостаточно для формирования сильной информационной повестки, заметной для конечного потребителя и потенциальных партнеров.

Диспропорции в возможностях и потенциале регионов требуют особого отношения и создания инструментов для их компенсации. Для этого и требуется обозначенная ранее консолидация всех усилий в рамках единой стратегии, способной не только помочь отстающим, но и уравнять их с преуспевающими через распространение наилучших и эффективных практик, применение информационных технологий для компенсации кадрового голода (в первую очередь в сфере переводов на иностранные языки, разработки программных продуктов, в брендинге, маркетинге и других специальностях, допускающих цифровизацию процесса работы), повышение осведомленности регионального бизнеса о мерах поддержки со стороны государства, а также через повышение осведомленности инвесторов о государственных мерах поддержки для локализации и переноса бизнеса.

Универсальный агрегатор

Все эти задачи могут быть решены в рамках реализации проекта по созданию национального бренда «Сделано в России», имеющего в основе практические и полезные инструменты для поддержки регионов на стыке маркетинга, брендинга, коммуникаций и информационных технологий.

Бренд «Сделано в России» стал универсальным агрегатором и платформой, предоставляющей регионам целый набор сервисов, направленных на развитие экономики и обеспечивающих широкий охват и привлечение дополнительной аудитории, состоящей из потенциальных партнеров и потребителей. Такой нестандартный подход превращает национальный бренд в реальный инструмент развития и обеспечивает измеряемые в деньгах результаты, дает возможность регионам наполнить его разнообразием смыслов и содержанием, основываясь на уникальном потенциале наших людей с их достижениями и многообразием культуры. Подобный подход способен стать одним из главных элементов в достижении национальных целей России.


ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области

Развитие территориального брендинга является неотъемлемой составляющей для раскрытия производственного, экспортного, культурного и туристического потенциала любого региона. Проведя успешную презентацию бренда «Русь Новгородская» в рамках сессии «Сделано в России» на ПМЭФ-2018, нам удалось сформировать устойчивый фундамент для дальнейшего развития этого направления. Уверен, что заложенные в бренде смыслы, а также преимущества региона в виде большого культурного и туристического потенциала смогут оказать положительное влияние на общую конкурентоспособность Новгородской области. Являясь одним из пилотных регионов, участвующих в реализации проекта «Сделано в России», мы также и считаем необходимым консолидировать усилия регионов, бизнеса и государства, направленные на формирование единой стратегии продвижения и вектора развития.



Антон Алиханов, губернатор Калининградской области

Мы рассчитываем, что участие в проекте «Сделано в России» станет для нас не только возможностью дать новый канал продвижения для бизнеса, но и предоставит реальные инструменты, способные оказать положительное влияние на развитие экономики. Калининградская область является особым регионом России. Развитие собственной идентичности, основанной на географическом расположении, промышленном и культурном потенциале действительно может стать эффективным инструментом продвижения. Мы также поддерживаем идеи о необходимости консолидации усилий государства, регионов и бизнеса для достижения национальных целей в сфере продвижения производственного, экспортного, культурного и туристического потенциала, а также человеческого капитала России.



Кирилл Ильичев, генеральный директор АНО «Московский экспортный центр»

Москва — драйвер развития всей страны. Бренд Made in Moscow является флагманом национального бренда «Сделано в России», образ которого формируется на основе восприятия страны в целом. Нашей общей задачей является развитие несырьевого экспорта и повышение конкурентоспособности российских товаров. Московский экспортный центр уже успешно доказывает, что московский производитель может выходить с конкурентоспособным несырьевым экспортом на внешние рынки. Мы рады и благодарны коллегам, что сейчас обсуждается системный подход к коллективному взаимодействию государства и бизнеса, а также набирает темп реализация единой национальной коммуникационной стратегии. Интересы страны превыше всего, и развитие собственной идентичности всегда остается в приоритете для любой нации.



Александр Кочеров, генеральный директор объединения «Гжель»

Завод Ордена Дружбы народов «Объединение «Гжель» является создателем и правообладателем народного художественного промысла, насчитывающего уже семь веков. Гжель является одним из значимых культурных брендов России, а также по праву считается одним из традиционных русских народных промыслов. Мы искренне поддерживаем и считаем важными усилия государства, направленные на развитие территориального брендинга, в том числе регистрацию и правовую охрану товарных знаков по принципу места происхождения товара. Индустрия народных промыслов сегодня недооценена, однако мы считаем, что ее потенциал, в том числе экспортный, способен не только быть новыми точками роста экономического потенциала регионов, но и может стать одним из ключевых инструментов продвижения России, сохраняя ее самобытность, традиции и культуру. Мы рады стать частью проекта «Сделано в России» и дополнить его инструментарий мягкой силы для продвижения производственного, экспортного, туристического и культурного потенциала нашей страны.

Текст: Михаил САДЧЕНКОВ, генеральный директор национального бренда «Сделано в России»

Источник: Официальный журнал ВЭФ-2018


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
17 мая 2017
Проблема импортозамещения в отраслях ТЭК и смежных сферах

Аналитический Центр при Правительстве Российской Федерации провёл опрос среди компаний-производителей оборудования и продукции ТЭК, направленный на выявление основных проблем и тенденций в реализации государственной политики импортозамещения в сфере ТЭК.

Статьи
29 мая 2018
«Мы достигли многого, но можем больше»

В преддверии ПМЭФ Тацуо Ясунага, Президент и Главный исполнительный директор Mitsui & Co., одной из крупнейших инвестиционных компаний в Японии и старейшей на российском рынке, рассказал об условиях развития бизнеса между странами.

Исследования
13 февраля 2019
Следующие 20 лет

В основу книги «Следующие 20 лет», выпущенной PwC в России совместно с Фондом Росконгресс и порталом «Вести. Экономика», легли прогнозы ведущих бизнесменов, экономистов и политиков на ближайшие 20 лет, озвученные в рамках форума VESTIFINANCE.


Исследования
8 мая 2020
Коронавирус и FMCG-тренды в России: новая реальность и новые возможности
Эксперты Nielsen описывают влияние пандемии COVID-19 на рынок FMCG, приводят актуальные данные о трендах рынка и о продажах основных категорий товаров и рассказывают об изменениях потребительского поведения в разных странах в зависимости от этапа развития кризиса.