Важность цифровой торговли ЕАЭС и стоящие перед ней вызовы
В соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года цифровая торговля является одним из приоритетов проработки и реализации цифровых инициатив и проектов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В ходе консультаций с представителями бизнеса, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и органов государственной власти государств членов ЕАЭС были выявлены проблемы и вызовы, с которыми евразийские участники цифровой торговли сталкиваются на внутреннем рынке и при выходе на рынки третьих стран. Это проблемы как точечного характера, требующие гармонизации регулирования, снижения барьеров или упрощения административных процедур, так и системного характера, связанные с глобальной конкурентоспособностью систем и процессов, реализуемых на пространстве ЕАЭС, с риском усиления перетока добавленной стоимости в процессе торговли в третьи страны.
Комплекс мероприятий для стимулирования цифровой торговли в рамках ЕАЭС
Предложения в докладе направлены на создание конкурентоспособной евразийской цифровой экосистемы торговли. Авторы доклада настаивают на развитии цифровых трансграничных услуг, стимулировании увеличения доли услуг во взаимной торговле, сервисных составляющих в товарах ЕАЭС и обеспечении баланса в регулировании рынка цифровых услуг и связанных с ними товаров. Особым типом товара становятся его цифровые образы с набором характеризующих свойств и цифровые двойники, то есть цифровые модели. Поэтому предлагается приступить к формированию цифровых активов и оцифровке товаров и услуг в ЕАЭС.
Развитие каналов цифровой торговли между государствами-членами и сервисов, обеспечивающих цифровую торговлю в рамках ЕАЭС, на основе цифровых платформ ещё одно необходимое мероприятие для стимулирования цифровой торговли в ЕАЭС. Новые модели торговли означают сжатие цепочки создания стоимости в сфере торговли, снижение количества звеньев-посредников между потребителем и производителем, трансформацию внутренних процессов всех участников в цепочке поставок и торговых площадок. Вместе с этим также необходимо стимулировать экспорт товаров и услуг из государств-членов в третьи страны.
Наконец, развитие инфраструктуры цифровой торговли в рамках ЕАЭС и стимулирование применения технологий, разработанных в ЕАЭС, будут способствовать повышению конкурентоспособности государств-членов относительно глобальных цифровых экосистем торговли. Авторы доклада отмечают, что государствам членам ЕАЭС необходимо развивать инфраструктуру цифровой торговли на основе собственных технологических решений.
Совместное движение по намеченным направлениям позволит государствам членам ЕАЭС повысить свою конкурентоспособность за счёт повышения зрелости собственной цифровой экосистемы торговли, увеличения взаимной торговли товарами и услугами между государствами-членами и торговли с третьими странами, удержания потребителей и производителей в своих экосистемах.