Общее снижение экономической активности и его причины
Согласно ЮНКТАД (Конференции ООН по торговле и развитию), в 2019 году ожидается общее ухудшение экономической ситуации и падение мировых темпов роста до 2,3%. Замедление в 2019 году очевидно и во всех развивающихся регионах, где темпы роста экономики выровнялись со среднемировыми и речь уже не идёт об их «асинхронности». Так, в странах БРИКС, где после глобального финансового кризиса среднегодовой прирост был более 10%, в 2018 году рост ВВП составил только 6,3%.
Основными причинами отрицательной динамики развития экономики авторы доклада называют усилившуюся торговую напряжённость, высокий уровень корпоративного долга, сокращение налоговых поступлений, колебания потоков капитала и рост цен на нефть. Торговля застопорилась из-за ослабления мирового спроса и одностороннего повышения тарифов Соединёнными Штатами с последующими ответными мерами других стран. По мнению авторов доклада, возобновление зеркального повышения тарифов может повлечь за собой серьёзные издержки, в случае если одновременно продолжится замедление инвестиций.
Финансовая интеграция и контроль за движением капитала
Усиление финансовой интеграции уже вовлекло развивающиеся страны в орбиту глобальных финансовых циклов с их нестабильностью потоков капитала. Это часто ведёт к усилению макроэкономических диспропорций, возникновению финансовых уязвимостей и подрыву денежной автономии, препятствуя тем самым производственным инвестициям, особенно в государственном секторе. Развивающиеся страны стремятся в определённой степени обезопасить себя путём накопления иностранных активов, как правило в форме краткосрочных долларовых облигаций, а также посредством контроля за движением капитала.
Между тем, как утверждают эксперты ЮНКТАД, для использования контроля за движением капитала как инструмента политики необходимо, чтобы регулирование операций с капиталом не входило в сферу региональных и двусторонних соглашений о торговле и инвестициях или, по крайней мере, чтобы в таких соглашениях были предусмотрены положения, предоставляющие странам право регулировать потоки капитала, не вступая в конфликт со своими договорными обязательствами. Кроме этого, контроль за движением капитала представляется авторам доклада гораздо эффективнее, если потоки капитала будут контролироваться с обеих сторон.
Финансирование проектов, обеспечивающих экологическую стабильность
Расширить ресурсную базу достижения ЦУР могут помочь иностранные инвесторы посредством уплаты налогов. Незаконные финансовые потоки многонациональных предприятий лишают развивающиеся страны бюджетных доходов, оцениваемых в 50200 млрд долл. США в год. Кроме этого, поскольку в развивающихся странах не так часто размещают цифровые предприятия и при этом они обычно являются нетто-импортёрами цифровых товаров и услуг, утечки бюджетных ресурсов для них уже очень высоки. Поэтому в ожидании международного консенсуса по этому вопросу несколько развитых и развивающихся стран прорабатывают временные односторонние внутренние меры по налогообложению цифровой экономики. Одним из вариантов может быть акцизный налог, уравнительный налог или сбор, который несколько стран рассматривают или уже начали применять. В целом реализация ряда изложенных ЮНКТАД предложений могла бы увеличить ресурсную базу развивающихся стран примерно на 510680 млрд долл. США в год, что по сумме сравнимо с их общим притоком прямых иностранных инвестиций.
Особое внимание в своём докладе ЮНКТАД уделяет финансированию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и Целей устойчивого развития ООН (ЦУР), достижение которых представляется возможным лишь совместными усилиями при ведущей роли государственного сектора, в том числе в виде помощи в целях развития и облегчения бремени задолженности, и привлечении средств частного сектора. Вместе с этим, ключевое значение имеет повышение способности стран мобилизовать внутренние источники финансирования.