Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Как сделать более экологичным процесс восстановления экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19? Уроки, извлеченные из прошлых «зеленых» инициатив

Исследования
20 июля 2020

Исследование, подготовленное экспертами ОЭСР, отражает особенности мер, принятых в рамках «зеленой экономики» и соответствующих ей инициатив, направленных на снижение негативного влияния Мирового финансового кризиса 2007–2008 гг. Авторы выделяют характерные черты реализованных проектов, подчеркивая их роль и необходимость включения подобных мер в пакет антикризисных стимулирующих мер в целях обеспечения экономического роста и устойчивого развития. Кроме того, эксперты полагают, что примененные ранее меры могут быть эффективны в борьбе c текущим кризисом, вызванным пандемией COVID-19. Вместе с тем, в исследовании выявлен ряд фактов, обуславливающих наличие противоречий между различными целями экономической, экологической и социальной политики, что подчеркивает важность корректной выработки реализуемой стратегии.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Экологические стандарты и следование принципам «зеленой экономики» признаны важными элементами антикризисного пакета мер, направленного на снижение негативного влияния прошедших кризисных явлений, в том числе Мирового финансового кризиса 2007–2008 гг.

Глобальная пандемия COVID-19 побуждает государства к решительному принятию мер, направленных на ликвидацию беспрецедентных негативных экономических и социальных последствий, вызванных распространением нового коронавируса. Меры поддержки, связанные с преодолением текущего кризиса системы здравоохранения, имеют значительные экономические последствия. Так, по оценкам экспертов ОЭСР, принимаемые меры ограничительного характера могут привести к значительному сокращению уровня экономической активности (от 15% до 35%), а также способны вызвать падение уровня потребительских расходов примерно на одну треть.

При этом реализация указанных мер поддержки все чаще сопровождается возрастающей обеспокоенностью экологическими проблемами, которые, по мнению мировых лидеров и экспертов, также должны быть охвачены пакетами мер, направленных на преодоление текущего кризиса. Так, министры финансов стран G20 и руководители их центральных банков в апреле текущего года, руководствуясь чувством общей ответственности в рамках долгосрочной перспективы развития в соответствии с определенной Повесткой до 2030 года, заявили о необходимости поддержания экологически устойчивого и всестороннего восстановления.

Подобное стремление к экологизации также получило широкое распространение в периоды формирования и реализации антикризисных пакетов, направленных на борьбу с неблагоприятными последствиями Мирового финансового кризиса 2007–2008 гг. Так, элементы «зеленой экономики» фигурировали в составе антикризисного пакета мер в Корее, США, Японии, Китае, а также в странах Европейского союза. При этом, по оценкам экспертов, на поддержку «зеленой экономики» была ориентирована значительная часть стимулирующих мер того периода — в среднем около 16,3% в рассматриваемых странах. Более того, в Корее доля «зеленых» мер составила около 80% от всех принятых антикризисных мер.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-sp-2019-vzaimodeystvie-biznesa-i-gosudarstva-dlya-dostizheniya-tseley-v-oblasti-ustoychivogo-razvitiya/search/#00:35:26.336

Экологические инициативы и проекты являются наиболее эффективными в рамках среднесрочной и долгосрочной перспектив, что необходимо учитывать при подготовке мер по антикризисному восстановлению.

Общая необходимость принятия эффективных антикризисных мер осложняется вопросом о соблюдении баланса между ними с учетом того, какие из них являются краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. По мнению экспертов, страхование по безработице, трансферты и поддержка уязвимых групп, стимулирующие спрос, являются более эффективными в краткосрочной перспективе, в то время как инвестиции в инфраструктуру и технологии в рамках краткосрочного периода могут быть недостаточно эффективны. Такие инициативы и проекты требуют значительно бо́льших затрат на планирование и реализацию. Это в определенной степени обуславливает тот факт, что эффективность подобных мер в рамках среднесрочного и долгосрочного периодов является наиболее высокой.

Многие стимулирующие меры, затрагивающие концепцию «зеленой экономики», относятся именно к категории тех мер, эффект которых в наибольшей степени проявляется в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Более того, реализация целенаправленной политики также играет важную роль в снижении ущерба и восстановлении экономики. Так, по мнению авторов данного исследования, последующий рост экономики будет характеризоваться слабыми темпами, что в целом потребует значительных государственных инвестиций, которые будут необходимы прежде всего в тех отраслях, где существует риск недостаточного инвестирования, возникший из-за сбоев рынка. К числу проектов, характеризующихся подобным риском, относятся и инициативы в области защиты окружающей среды.

При этом важнейшим аспектом, позволяющим оценить эффективность тех или иных антикризисных мер, в том числе мер «зеленого» стимулирования, является их способность положительного влияния на ситуацию с занятостью, так как именно вопрос поддержания трудовой сферы в условиях кризиса является важнейшим приоритетом.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iif-2019-zelenoe-finansirovanie-razvivaya-rynok-otvetstvennykh-investitsiy/search/#01:03:00.095

Экономическая эффективность, уровень затрат на «зеленые» инициативы, а также учет специфических особенностей текущего кризиса играют ключевую роль при разработке антикризисного пакета мер.

В период восстановления экономики после Мирового финансового кризиса основным приоритетом являлось сокращение потребления ресурсов и оптимизация процессов. В связи с этим все экологические инициативы и проекты были связаны прежде всего с вопросами возобновляемой энергии, технологиями ее сберегающего потребления, переориентацией на более экологичные транспортные средства и т. д.

Так, принятый в США в 2009 году Закон о мерах восстановления и инвестирования (American Recovery and Reinvestment Act), предусматривающий поддержку экологических проектов и развитие «зеленой экономики», способствовал беспрецедентному росту объемов производимой солнечной энергии: к 2015 году объемы выработанной солнечной энергии по сравнению с уровнем 2008 года выросли в 30 раз. По оценкам экспертов, выбросы CO2 за соответствующий период сократились на 8,6 мегатонн, а первые годы реализации программы способствовали созданию 26,6 тыс. рабочих мест.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, «зеленые» инициативы требуют детального планирования и достаточной степени обоснованности. Так, действующая во многих странах программа поддержки утилизации автомобилей с низкоэффективными двигателями демонстрирует неоднозначные результаты и характеризуется высоким уровнем затрат на ее реализацию. С одной стороны, программа Cash-for-Clunkers, действующая на рынке США и предусматривающая покупку новых, более экономичных и экологичных автомобилей со скидкой при условии обмена на старый автомобиль, по оценкам экспертов, привела к созданию 133 665 рабочих мест и сокращению выбросов COна 3 172 тыс. тонн в год. С другой стороны, данная программа обошлась США в 2,85 млрд долларов, и при этом было выявлено, что около 45% расходов в рамках данной программы пришлось на тех потребителей, которые приобрели бы такой автомобиль и без данной программы. В условиях кризиса и высоких расходов бюджета в целях поддержки наиболее уязвимых групп и отраслей такая ситуация может являться сдерживающим фактором для развития «зеленой экономики».

Несмотря на то, что некоторые особенности Мирового финансового кризиса типичны и для текущей кризисной ситуации, вызванной пандемией COVID-19, сегодняшний кризис характеризуется рядом отличительных особенностей, обуславливающих недостаточность применения прежних антикризисных мер. Такими особенностями являются прежде всего значительное число человеческих жертв, которое все еще продолжает увеличиваться в разных регионах мира, высокий уровень нагрузки на систему здравоохранения и другие социальные службы, а также прочие проблемы экономического и социального характера, обусловленные действующими ограничениями.

Видео: https://roscongress.org/sessions/zelenye-dengi-i-sovershenstvovanie-rossiyskoy-sistemy-prirodopolzovaniya/search/#00:20:41.087

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Окружающая среда,Фундаментальные исследования, Зеленые технологии и Изменение климата, посвященных возможным путям восстановления и стабилизации экономики в условиях пандемии, а также вопросам экологической безопасности как стратегической цели для обеспечения экономического и социального процветания страны.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
31 марта 2020
Корономика: до прояснения ситуации

За последние три недели, когда пандемия спровоцировала кризис на мировых и российских рынках, начавший бушевать в полную силу в Европе и Северной Америке, сложилось мнение, что наступили те самые шок и черный день, ради которых и копился фонд, хотя и существенно в более быстрой и тяжелой форме, чем ожидали даже штатные пессимисты.

Аналитические дайджесты
23 ноября 2020
Триумф Медведева, Бах на саммите лидеров G20 и выборы Шойгу

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 20 по 23 ноября.

Экспертное мнение
30 августа 2021
Дальний Восток – точка роста России в XXI веке

Управление большой компанией сродни управлению мини-государством. Руководители выстраивают международные отношения, решают логистические и управленческие задачи, взаимодействуют с научным и экспертным сообществом, создают тысячи рабочих мест. И для них важна судьба территорий, с которыми они связали свою жизнь и карьеру. Сергей Дарькин родился и вырос в приморском крае, в 37 лет он стал самым молодым губернатором региона. Сегодня, уйдя из политики, он возглавляет ПАО Тигр — один из крупнейших холдингов на дальнем востоке, который занимается проектами в рыболовной, туристической, строительной и промышленной отраслях. Бизнесмен рассказал о том, с чем столкнулась его компания во время пандемии, об отношениях с западными партнерами и поделился своим видением развития Дальнего Востока.


Исследования
17 июля 2020
COVID-19 и глобальные потоки капитала

В исследовании Организации экономического сотрудничества и развития проанализировано влияние кризиса, вызванного COVID-19, на глобальные потоки капитала и меры валютного контроля, предпринимаемые в разных странах.