Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Оценка состояния конкурентной среды в России (2019)

Исследования
27 ноября 2019

Опрос о состоянии конкурентной среды в России


Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации провёл опрос российских предпринимателей с целью оценки конкурентоспособности среды российского рынка с точки зрения самих представителей бизнеса.

В опросе приняли участие более 1300 респондентов из всех регионов России. Стоит отметить, что большинство участников опроса ведут диверсифицированный бизнес (63%), а также представляют сферу услуг (33%). Важным фактом является то, что большинство опрошенных — владельцы малого бизнеса. Так, типичный представитель выборки выглядит следующим образом: владелец собственного бизнеса (73%), возраст которого составляет более пяти лет (86%), целевыми рынками для которого являются рынки отдельных российских регионов или муниципальных образований (59%) или рынок Российской Федерации в целом (36%).


Основные выводы о состоянии конкуренции на российском рынке


В докладе также было проведено исследование динамики мнений респондентов о состоянии конкуренции, которое показало рост количества респондентов, указавших на высокую или очень высокую конкуренцию для бизнеса впервые с 2015 года.

На основе полученных данных авторы исследования пришли к следующим выводам. Конкуренцию на российском рынке на данном этапе можно назвать умеренной, так как 51% респондентов оценили её интенсивность как высокую и очень высокую. При этом отрасль, наиболее подверженная конкуренции, — это деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (78%), а наименее — в сфере топливно-энергетического комплекса (60%).

При этом у представителей бизнеса сохраняется позитивное отношение к конкуренции: они рассматривают её как стимул для дальнейшего развития и расширения бизнеса.

Что касается факторов, которые обуславливают увеличение числа конкурентов на российских рынках, то большинство опрошенных (69% представителей бизнеса) назвали главной причиной интенсификации конкуренции появление новых российских компаний. В таких условиях главными способами повысить свою конкурентоспособность на рынке остаются низкая цена (39%), высокое качество (20%) продукции или услуги, а также доверительные отношения с клиентами (21%).

Среди основных барьеров для развития своего дела представители бизнеса отметили высокие налоги (63%); при этом данный показатель вырос по сравнению с цифрами 2018 года, что увеличивает его значимость для сегодняшнего российского бизнеса. Важно, что действия государства также оцениваются предпринимателями скорее как негативные: так, 42% опрошенных отметили, что органы власти только мешают бизнесу своими инициативами (данный параметр также показал рост по сравнению с данными предыдущих лет).

На основе опроса и анализа полученных данных было выявлено, что готовность российских компаний к расширению своей деятельности также несколько снизилась.

Особенно важно отметить, что в 2019 году респондентам, представляющим сектор услуг, впервые было предложено указать отрасль предлагаемой услуги. Это позволило провести более комплексный анализ состояния и интенсивности конкуренции в стране, выявить ряд тенденций в системе в целом и сфере услуг в частности, а также понять, какие барьеры являются наиболее острыми для каждой из конкретных сфер оказания услуг.

Так, в большинстве секторов сферы услуг уровень конкуренции является умеренным и колеблется в пределах 45–55%. В сфере здравоохранения наблюдается низкий уровень конкуренции (33%), а в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений — наоборот, высокий. Так, предприятия, ведущие деятельность в этой сфере, оценили уровень конкуренции в 78%.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
30 декабря 2019
«Зелёное финансирование» в России: создание возможностей для «зелёных» инвестиций

В аналитической записке, подготовленной экспертами Группы Всемирного банка, рассматриваются возможности для создания в России рынка «зелёного» финансирования. Представлены глобальные тренды рынка, общепринятые критерии для «зелёных» проектов, а также подходы к развитию и регулированию «зелёного» финансирования.

Исследования
8 мая 2020
Коронавирус и FMCG-тренды в России: новая реальность и новые возможности
Эксперты Nielsen описывают влияние пандемии COVID-19 на рынок FMCG, приводят актуальные данные о трендах рынка и о продажах основных категорий товаров и рассказывают об изменениях потребительского поведения в разных странах в зависимости от этапа развития кризиса.
Исследования
28 апреля 2020
Исследование BCG и “Ромир”: новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз

BCG и исследовательский холдинг «Ромир» представляют первый срез исследования потребительских настроений: «Российские потребители — новая реальность». Целями исследования были анализ отношения потребителей к сложившейся на фоне пандемии ситуации и выявление их готовности тратить в столь тревожные времена; а также прогноз о том, как именно изменится поведение потребителей в течение ближайших 6 месяцев, каковы перспективы каналов сбыта и каким станет покупательское поведение. В ходе исследования была проведена работа с 1200 респондентами по всей России из разных социально-демографических групп с углубленным исследованием по Москве. Проанализированы данные о потребительских расходах в 40+ товарных категориях.


Исследования
27 марта 2020
Ключевые налоговые изменения 2020. Налоговые итоги 2019

Дайджест налоговых изменений подготовлен экспертами компании КПМГ. Материал обобщает изменения в налоговой сфере в 2019 году, а также рассказывает о ключевых изменениях, которые ждут налогоплательщиков в 2020 году.