Invest in Russia — invest in Russian regions!
All analytics

Competitive Environment Assessment in Russia 2019

Research
27 November 2019

A survey about the competitive environment in Russia


The Analytical Center for the Government of the Russian Federation has conducted a survey of representatives of Russian companies with the aim of assessing the competitive environment on the Russian market as perceived by the entrepreneurs themselves.

The survey covered over 1300 respondents from all Russian regions. Notably, the majority of the participants of the survey represent diversified companies (63%) mostly operating in the service sector (33%). Another important fact is that the majority of respondents represent small business. A typical member of the representative sample is an owner of a private business (73%) which has been operating for over 5 years (86%) and is targeted at markets of specific Russian regions or municipalities (59%) or the market of Russia as a whole (36%).


Main conclusions about the competitive environment on the Russian market


The study included an analysis of the dynamics of opinions about the level of competition which, for the first time since 2015, showed a growth in the number of respondents who stated that competition was high or very high.

Based on the results of the study, the authors arrived at the following conclusions. The competition on the Russian market can be called moderate at the present stage because 51% of the respondents assess its intensity as high or very high. The sphere with the highest competition is culture, sports, and entertainment (78%), while the lowest competition is found in the fuel and energy sector (60%).

Importantly, entrepreneurs retain positive attitude towards competition: they consider it a stimulus for further development and business expansion.

As for the factors that intensify competition on the Russian markets, the majority of the respondents (69%) named the emergence of new Russian companies on the market. In these conditions, the primary ways to increase a company’s competitiveness are still low prices (39%), high quality (20%) of the product or service offered, and trust-based relationships with the customers (21%).

The respondents named high taxes (63%) as one of the chief barriers to business development. This factor assumes particular importance for Russian business because the value of this indicator has grown since 2018. Importantly, the activities of the state are largely perceived as negative as well, with 42% of the respondents stating that the authorities do nothing but hinder businesses with their initiatives (this parameter has also grown compared to previous years).

The results of the survey also indicate that Russian companies are slightly less willing to expand their operations now.

It’s worth mentioning that in 2019, the respondents who represented the service sector were asked to indicate their segment. This enabled the authors to conduct a more detailed analysis of the competitive environment and the intensity of competition in the country, identify a number of trends in the system as a whole and the service sector in particular, and find out which barriers are perceived as the biggest in each segment.

It was discovered that in most segments of the service sector, the level of competition is moderate, standing at 45-55%. In healthcare, the competition is low (33%), while in the sphere of culture, sports, and entertainment, by contrast, the level of competition is estimated as high (78%).

This publication has been posted in the Roscongress Information and Analytical System on the recommendation of the Roscongress Foundation expert community.

Anlytics on the topic

All analytics
Research
30 October 2020
Remote Trading Activity in Russia under COVID-19: Regional Response to Pandemic Challenges and the Role of IT Segment

The Centre for Business Tendencies Studies of the Institute for Statistical Studies and Economics of Knowledge of the National Research University Higher School of Economics presents an information review reflecting the trends in changes in the activity of distance selling in the regions of the country, formed on the basis of the results of the Q2 of 2020 in the shock events caused by COVID-19.

Research
16 October 2020
FJORD TRENDS 2020

Accenture experts present a look at what’s ahead for the future of business, technology and design from Fjord, design and innovation from Accenture Interactive.

Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Оценка состояния конкурентной среды в России (2019)

Исследования
27 ноября 2019

Опрос о состоянии конкурентной среды в России


Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации провёл опрос российских предпринимателей с целью оценки конкурентоспособности среды российского рынка с точки зрения самих представителей бизнеса.

В опросе приняли участие более 1300 респондентов из всех регионов России. Стоит отметить, что большинство участников опроса ведут диверсифицированный бизнес (63%), а также представляют сферу услуг (33%). Важным фактом является то, что большинство опрошенных — владельцы малого бизнеса. Так, типичный представитель выборки выглядит следующим образом: владелец собственного бизнеса (73%), возраст которого составляет более пяти лет (86%), целевыми рынками для которого являются рынки отдельных российских регионов или муниципальных образований (59%) или рынок Российской Федерации в целом (36%).


Основные выводы о состоянии конкуренции на российском рынке


В докладе также было проведено исследование динамики мнений респондентов о состоянии конкуренции, которое показало рост количества респондентов, указавших на высокую или очень высокую конкуренцию для бизнеса впервые с 2015 года.

На основе полученных данных авторы исследования пришли к следующим выводам. Конкуренцию на российском рынке на данном этапе можно назвать умеренной, так как 51% респондентов оценили её интенсивность как высокую и очень высокую. При этом отрасль, наиболее подверженная конкуренции, — это деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (78%), а наименее — в сфере топливно-энергетического комплекса (60%).

При этом у представителей бизнеса сохраняется позитивное отношение к конкуренции: они рассматривают её как стимул для дальнейшего развития и расширения бизнеса.

Что касается факторов, которые обуславливают увеличение числа конкурентов на российских рынках, то большинство опрошенных (69% представителей бизнеса) назвали главной причиной интенсификации конкуренции появление новых российских компаний. В таких условиях главными способами повысить свою конкурентоспособность на рынке остаются низкая цена (39%), высокое качество (20%) продукции или услуги, а также доверительные отношения с клиентами (21%).

Среди основных барьеров для развития своего дела представители бизнеса отметили высокие налоги (63%); при этом данный показатель вырос по сравнению с цифрами 2018 года, что увеличивает его значимость для сегодняшнего российского бизнеса. Важно, что действия государства также оцениваются предпринимателями скорее как негативные: так, 42% опрошенных отметили, что органы власти только мешают бизнесу своими инициативами (данный параметр также показал рост по сравнению с данными предыдущих лет).

На основе опроса и анализа полученных данных было выявлено, что готовность российских компаний к расширению своей деятельности также несколько снизилась.

Особенно важно отметить, что в 2019 году респондентам, представляющим сектор услуг, впервые было предложено указать отрасль предлагаемой услуги. Это позволило провести более комплексный анализ состояния и интенсивности конкуренции в стране, выявить ряд тенденций в системе в целом и сфере услуг в частности, а также понять, какие барьеры являются наиболее острыми для каждой из конкретных сфер оказания услуг.

Так, в большинстве секторов сферы услуг уровень конкуренции является умеренным и колеблется в пределах 45–55%. В сфере здравоохранения наблюдается низкий уровень конкуренции (33%), а в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений — наоборот, высокий. Так, предприятия, ведущие деятельность в этой сфере, оценили уровень конкуренции в 78%.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
14 февраля 2019
Индекс креативного капитала

Проект «Индекс креативного капитала», запущенный представителями фонда Calvert 22 и PwC в России, представляет исследование двенадцати городов России. Работа над Индексом основывается на результатах мировых и российских исследований в области креативных индустрий и инновационной экономики.


Исследования
17 сентября 2020
Глобальный обзор потребительского рынка 2020

Эксперты PwС провели опросы среди горожан до и после вспышки COVID-19, стараясь понять, во-первых, поведение потребителей, проживающих в городах и, во-вторых, последствия для бизнеса.


Исследования
23 октября 2020
НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии
Эксперты НАФИ представляют исследование феномена «новой нормальности» (New Normal) в контексте социально-экономических последствий глобальной рецессии, вызванной пандемией коронавируса.
Экспертное мнение
18 июля 2024
Остаться в стороне от глобальных процессов нельзя – важно занять место в их авангарде

Российская промышленность преодолела последствия кризиса 2014–2015 годов. Вместе с тем остается много вопросов, требующих разрешения. Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров рассказал o механизмах поддержки инвестиционных проектов, развитии индустриальных парков и о создании принципиально новой системы производства.