Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Оценка состояния конкурентной среды в России (2019)

Исследования
27 ноября 2019

Опрос о состоянии конкурентной среды в России


Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации провёл опрос российских предпринимателей с целью оценки конкурентоспособности среды российского рынка с точки зрения самих представителей бизнеса.

В опросе приняли участие более 1300 респондентов из всех регионов России. Стоит отметить, что большинство участников опроса ведут диверсифицированный бизнес (63%), а также представляют сферу услуг (33%). Важным фактом является то, что большинство опрошенных — владельцы малого бизнеса. Так, типичный представитель выборки выглядит следующим образом: владелец собственного бизнеса (73%), возраст которого составляет более пяти лет (86%), целевыми рынками для которого являются рынки отдельных российских регионов или муниципальных образований (59%) или рынок Российской Федерации в целом (36%).


Основные выводы о состоянии конкуренции на российском рынке


В докладе также было проведено исследование динамики мнений респондентов о состоянии конкуренции, которое показало рост количества респондентов, указавших на высокую или очень высокую конкуренцию для бизнеса впервые с 2015 года.

На основе полученных данных авторы исследования пришли к следующим выводам. Конкуренцию на российском рынке на данном этапе можно назвать умеренной, так как 51% респондентов оценили её интенсивность как высокую и очень высокую. При этом отрасль, наиболее подверженная конкуренции, — это деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (78%), а наименее — в сфере топливно-энергетического комплекса (60%).

При этом у представителей бизнеса сохраняется позитивное отношение к конкуренции: они рассматривают её как стимул для дальнейшего развития и расширения бизнеса.

Что касается факторов, которые обуславливают увеличение числа конкурентов на российских рынках, то большинство опрошенных (69% представителей бизнеса) назвали главной причиной интенсификации конкуренции появление новых российских компаний. В таких условиях главными способами повысить свою конкурентоспособность на рынке остаются низкая цена (39%), высокое качество (20%) продукции или услуги, а также доверительные отношения с клиентами (21%).

Среди основных барьеров для развития своего дела представители бизнеса отметили высокие налоги (63%); при этом данный показатель вырос по сравнению с цифрами 2018 года, что увеличивает его значимость для сегодняшнего российского бизнеса. Важно, что действия государства также оцениваются предпринимателями скорее как негативные: так, 42% опрошенных отметили, что органы власти только мешают бизнесу своими инициативами (данный параметр также показал рост по сравнению с данными предыдущих лет).

На основе опроса и анализа полученных данных было выявлено, что готовность российских компаний к расширению своей деятельности также несколько снизилась.

Особенно важно отметить, что в 2019 году респондентам, представляющим сектор услуг, впервые было предложено указать отрасль предлагаемой услуги. Это позволило провести более комплексный анализ состояния и интенсивности конкуренции в стране, выявить ряд тенденций в системе в целом и сфере услуг в частности, а также понять, какие барьеры являются наиболее острыми для каждой из конкретных сфер оказания услуг.

Так, в большинстве секторов сферы услуг уровень конкуренции является умеренным и колеблется в пределах 45–55%. В сфере здравоохранения наблюдается низкий уровень конкуренции (33%), а в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений — наоборот, высокий. Так, предприятия, ведущие деятельность в этой сфере, оценили уровень конкуренции в 78%.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
14 февраля 2019
Индекс креативного капитала

Проект «Индекс креативного капитала», запущенный представителями фонда Calvert 22 и PwC в России, представляет исследование двенадцати городов России. Работа над Индексом основывается на результатах мировых и российских исследований в области креативных индустрий и инновационной экономики.


Исследования
17 сентября 2020
Глобальный обзор потребительского рынка 2020

Эксперты PwС провели опросы среди горожан до и после вспышки COVID-19, стараясь понять, во-первых, поведение потребителей, проживающих в городах и, во-вторых, последствия для бизнеса.


Исследования
23 октября 2020
НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ. Образ жизни, рынки, инфраструктура и коммуникации после пандемии
Эксперты НАФИ представляют исследование феномена «новой нормальности» (New Normal) в контексте социально-экономических последствий глобальной рецессии, вызванной пандемией коронавируса.
Экспертное мнение
18 июля 2024
Остаться в стороне от глобальных процессов нельзя – важно занять место в их авангарде

Российская промышленность преодолела последствия кризиса 2014–2015 годов. Вместе с тем остается много вопросов, требующих разрешения. Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров рассказал o механизмах поддержки инвестиционных проектов, развитии индустриальных парков и о создании принципиально новой системы производства.