Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Приоритетные направления внедрения технологий умного города в российских городах

Исследования
18 сентября 2019

В условиях разворачивающейся в мире технологической революции интеллектуализация процессов городского развития, осуществляемая в рамках активно развивающейся концепции умных городов, — неизбежная перспектива и для российских городов. Учитывая ключевую роль городов в национальной экономике нашей страны и то, что в них проживает порядка 74% граждан России, политика городского развития должна стать предметом государственного внимания и реализовываться через систему целенаправленных действий. В докладе Центра стратегических разработок были рассмотрены особенности подходов к управлению городским развитием в России. Так, современные российские города сталкиваются с рядом вызовов, которые препятствуют их усовершенствованию. Среди них: инфраструктурный разрыв и высокий уровень износа основных городских инфраструктур, дефицит бюджетных ресурсов, увеличение экологического давления, повышение требований к качеству городской среды и к обеспечению безопасности со стороны граждан и так далее.

Большинство вопросов, связанных с преодолением обозначенных вызовов, могут быть решены за счёт реализации в российских городах концепции умного города, что подразумевает переход к городу, управляемому данными, то есть интеллектуализацию и цифровизацию городского развития за счёт ряда преобразований. Вместе с тем, учитывая ряд предпосылок, есть все основания полагать, что реализация концепции умного города может быть принята российскими городами в качестве целевой установки. При этом, города, в зависимости от индивидуальных особенностей, могут выбирать различные стратегии действий и реализовывать различные модели цифровой трансформации: децентрализованную (для городов-миллионников), централизованную (для крупных и средних городов), модель локальных действий (для средних и малых).

Основными барьерами на пути реализации моделей цифровой трансформации российских городов являются, с одной стороны, барьеры для развития новых технологических решений. С другой стороны, значительную роль играют правовые, организационные и технологические барьеры для внедрения технологий умного города муниципалитетами и бизнесом. С учётом данных барьеров, первым шагом на пути создания условий для технологи-ческого перехода городских экосистем должно стать существенное совершенство¬вание нормативно-правового регулирования, так как коренной вызов для развития умных городов в России и осуществления цифровой трансформации в настоящий момент лежит не в плоскости технологического развития, а в ресурсных ограничениях и дисбалансе полномочий, с которыми сталкиваются муниципалитеты.

В этой связи стратегической задачей является реформирование сложившейся системы разграничения полномочий, бюджетного и налогового законодательства, а также применение специального правового регулирова¬ния, направленного на стимулирование внедрения соответствующих технологиче¬ских решений.

В докладе представлены не только возможные модели цифровой трансформации, но и ряд предложений по преобразованиям в этой сфере. При этом, ключевым действием, запускающим процессы интеллектуализации и цифрового перехода в городах, по мнению авторов, может стать реализация пилотных проектов в специально выделенных экспериментальных зонах. В качестве таких зон способны выступить как специализированные тестовые полигоны (тестбеды), в том числе в формате «живых лабораторий», по отработке приоритетных цифровых решений, так и целые города, особенности управления которыми позволяют протестировать определённые решения в масштабе всей территории (например, ЗАТО).


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
2 октября 2017
Россия 2025: от кадров к талантам

Сегодня в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности. Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала, включая как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Одна из важнейших задач этих компаний состоит в создании новых высококвалифицированных рабочих мест, присущих технологичной, диверсифицированной, творческой экономике — экономике знаний.

Исследования
7 мая 2018
Государство как платформа. (Кибер)государство для цифровой экономики. Цифровая трансформация.

Настоящий доклад относится к числу работ Центра стратегических разработок посвященных трансформации системы государственного управления.

Исследования
30 марта 2020
Модель повышения инновационной открытости крупных компаний
В исследовании, подготовленном при участии экспертов Агентства стратегических инициатив, представлена практичная, гибкая и актуальная модель развития, которая позволит российским компаниям стать более открытыми к инновациям.