Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Цифровые технологии в российских компаниях

Исследования
22 июля 2019

В исследовании KPMG приняли участие более ста крупнейших российских компаний из ключевых отраслей российской экономики, в том числе финансовой, телекоммуникационной, металлургической, нефтегазовой и транспортной отраслей, а также ритейла. В рамках исследования были опрошены топ-менеджмент компаний, руководители, ответственные за цифровую трансформацию, а также руководители функциональных блоков внутри компаний, где проходят пилотное тестирование или уже используются те или иные цифровые технологии.

Крупные российские компании уже встали на путь цифровой трансформации. Однако, как утверждают аналитики KPMG, у большинства из этих компаний пока нет комплексной программы цифровизации — они реализуют пакеты пилотных проектов по внедрению отдельных и часто разрозненных цифровых решений. Роботизация, чат-боты, анализ больших данных и машинное обучение — самые популярные технологии, их уже используют более 50% компаний — участников исследования. Процент использования анализируемых технологий отличается в зависимости от индустрии. Результаты исследования KPMG раскрывают потенциальные точки роста охвата цифровых технологий в отдельных российских отраслях.

В первую очередь от внедрения цифровых технологий компании ожидают повышения производительности и сокращения издержек. Более трети российских компаний планируют инвестировать в цифровизацию более 100 млн рублей в 2019 году. 51% российских компаний ожидают, что вложенные в цифровизацию средства окупятся менее чем за 2 года, ещё 43% компаний ждут возврата своих инвестиций в течение 2–5 лет. 36% российских компаний принимают решение о финансировании проектов по цифровизации путём индивидуального рассмотрения и принятия решения на уровне топ-менеджмента, ещё 25% компаний рассматривают такие проекты вместе с ИТ-проектами.

Проведённый KPMG опрос показал, что лишь 16% российских компаний ввели новую позицию — CDO (Chief Digital Officer) или схожую позицию руководителя программ цифровизации, в ещё 44% компаний аналогичный функционал распределён между существовавшими ранее топ-менеджерами. 34% компаний имеют сформировавшиеся центры компетенций по цифровым технологиям. Независимо от наличия выделенного центра компетенций компании стремятся нанимать профильных специалистов в штат на полную ставку, гибкие формы занятости не распространены.

Для полномасштабной цифровизации российским компаниям не хватает зрелости текущих бизнес-процессов и компетентных специалистов. Наибольшие угрозы, которые несёт цифровизация, по мнению российских компаний, лежат в области информационной безопасности. Несмотря на беспокойство, связанное с рисками безработицы, 46% руководителей компаний в России и 64% в мире считают, что в течение пяти лет цифровые технологии смогут создать больше новых рабочих мест, нежели сократить количество существующих.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
18 февраля 2021
Очистительный кризис?

Статья С.А. Караганова, опубликованная в журнале «Россия в глобальной политике».

Аналитические дайджесты
26 июня 2020
COVID-19. Обеспечение технологической устойчивости
Эксперты PwC предлагают рекомендации и решения, призванные помочь руководителям в сфере ИТ разработать эффективные меры реагирования на инциденты, возникающие у бизнеса на фоне пандемии COVID-19.
Экспертное мнение
29 апреля 2025
Сохранить все в мировой экономике Россия сможет лишь при условии активного участия в четвертой промышленной революции

Настроение российского бизнеса становится более позитивным: подавляющее большинство компаний заявили о готовности инвестировать в развитие в 2018 году. Вместе с тем рост промышленности сдерживается рядом негативных факторов. Как их преодолеть? Рассуждает президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Банки: новые возможности в условиях цифровизации

Развитие банков происходит в конкурентной среде. Клиенты ожидают взаимодействия по цифровым каналам и постоянного улучшения уровня сервиса. В то же время банки вынуждены замещать иностранное программное обеспечение и подвергаются кибератакам. Необходимо выработать подходы к сложившимся новым экономическим и технологическим условиям.