Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Перевозки — на пике, финансы — в пике

Исследования
12 июля 2019

Темпы роста российского рынка пассажирских авиаперевозок опережают мировые показатели, но в ближайшие годы АКРА ожидает их замедления. В 2018 году количество перевезённых пассажиров на российском рынке авиаперевозок составило 137,4 млн человек (+10,8% в годовом сопоставлении). Среднегодовые темпы прироста российского рынка пассажирских авиаперевозок опережают мировые (8,6% против 6% в 2012–2017 годах), но при этом коэффициент занятости кресел находится на сопоставимом уровне, равном 81–83%.

Провозные ёмкости российских авиаперевозчиков продолжают расти. В ближайшие годы увеличится спрос на воздушные суда (ВС) для региональных перевозок. По оценкам АКРА, с 2015 по 2018 год совокупная кресельная ёмкость российских авиакомпаний увеличилась на 45%, до 180 тыс. кресел, что в целом соответствует общемировым тенденциям. Флот российских авиакомпаний сформирован в основном воздушными судами иностранного производства, при этом средний возраст российского флота превышает среднемировой уровень. Развитие региональных перевозок будет стимулировать спрос на ВС вместимостью 70–90 кресел.

Вслед за операционными показателями растёт совокупная выручка российских авиакомпаний. АКРА оценивает размер рынка пассажирских авиаперевозок в 2018 году на уровне 1,2 трлн руб. (+11,8% в годовом сопоставлении). Однако рост доходов авиаперевозчиков отстаёт от роста их расходов: в 2018 году показатель CASK (затраты авиакомпании на перевозки в расчёте на один кресло-километр (ккм) предельного пассажирооборота) увеличился на 21%, а RASK (выручка авиакомпании от перевозок в расчёте на один ккм предельного пассажирооборота) — лишь на 11%. Соотношение RASK и CASK по российскому авиарынку уступает общемировому. Если у российских авиакомпаний по итогам 2018 года показатель составил 0,85x, то в целом по миру — 0,97x. Ключевым драйвером CASK для всех авиакомпаний остаются расходы на топливо, при этом российские перевозчики тратят на лизинг и процентные расходы больше, чем иностранные компании.

Долговая нагрузка российских перевозчиков сопоставима с иностранными, а покрытие платежей по долгу ниже. По итогам 2018 года отношение скорректированного на операционную аренду долга к FFO (средства от операций (операционный денежный поток до изменения оборотного капитала)) до фиксированных платежей по российскому рынку авиаперевозок составляет 4,8x, по мировому — 4,6x. Покрытие процентных и лизинговых платежей за счёт FFO до фиксированных платежей за этот период было равно 1,4x и 2,2x соответственно. Приближение показателя к уровню 1,0x свидетельствует о возрастающих рисках для кредиторов.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
14 октября 2020
Влияние COVID-19 на космическую промышленность

Эксперты ОЭСР отмечают, что в рамках цифровизации экономики спутниковая связь играет важную роль в развитии общества. Однако кризис, вызванный COVID-19, обратил вспять эту тенденцию. Значительная часть компаний испытывает трудности, поэтому космическим агентствам и другим государственным органам необходимо учитывать эту проблему при ответе на кризис.


Исследования
29 апреля 2020
Точка отсчета авиации – будущее в переосмыслении

В исследовании представлено экспертное мнение специалистов компании Arthur D. Little о ключевых современных вызовах для авиации и перспективных направлениях реагирования на данные вызовы.


Исследования
12 апреля 2019
Рынок продукции гражданского авиастроения (2018 год)

Центр развития Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» представляет обзор рынка гражданского авиастроения. Основным предметом исследования являются магистральные пассажирские самолёты.

Аналитические дайджесты
29 мая 2020
Влияние COVID-19 на аэропортовую отрасль
Эксперты KPMG подготовили обзор о влиянии пандемии COVID-19 на работу аэропортов. Из-за резкого падения пассажиропотока и неплатежей авиакомпаний и арендаторов аэропорты теряют 90% выручки, при этом затраты остаются неизменными. Аэропортовая отрасль оказалась одной из наиболее уязвимых перед лицом экономического кризиса из-за пандемии COVID-19.