Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Российские авиакомпании во времена закрытия границ и самоизоляции: ставка на выживание

Исследования
19 мая 2020

В исследовании Национального рейтингового агентства (НРА) проанализирована глубина текущего кризиса на рынке авиаперевозок, представлены данные об устойчивости отдельных российских авиапредприятий, а также описаны меры государственной поддержки отрасли в сравнении с аналогичными мерами в США.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.

Пандемия СOVID-19 привела к шоковому «сжатию» объема внутренних и международных авиаперевозок российских авиакомпаний.

Падение перевозок авиакомпаниями в апреле 2020 года составило около 90%. По расчетам НРА, в условиях карантина ежемесячные потери выручки крупнейших перевозчиков, обеспечивающих три четверти перевозок, в совокупности составляют 75 млрд руб.

Без заголовка.png

Системный кризис также распространяется на связанные отрасли: лизинговую, авиастроительную, аэропорты, операторов наземного обслуживания. На рынке сервисных компаний возможно сокращение числа предприятий и снижение уровня конкуренции, что в долгосрочной перспективе приведет к росту издержек и снижению прибыльности авиаперевозчиков.

Видео: https://roscongress.org/sessions/vliyanie-epidemiy-na-ekonomiku-rol-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-primere-borby-s-virusom-e/search/#01:02:48.047

В условиях шока авиакомпании столкнулись с нехваткой ликвидности.

Приток денежных средств в авиапредприятия практически прекратился: неопределенность ситуации привела к остановке продаж на высокий сезон. При этом авиакомпаниям необходимо сохранить ключевой персонал и летную годность воздушных судов, что ограничивает возможности сокращения расходов на оплату труда и техническое обслуживание самолетов. Кроме того, перевозчики могут столкнуться с трудностями в обеспечении технического обслуживания лайнеров за рубежом.

Видео: https://roscongress.org/sessions/africa-2019-transportnaya-infrastruktura-na-afrikanskom-kontinente-perspektivy-realizatsii-sovmestnykh-proektov/search/#00:21:21.280

Восстановление перевозок потребует значительного времени, а последствия шока будут ощущаться в течение минимум двух-трех лет.

Согласно базовому сценарию НРА, международные перевозки будут закрыты до сентября, а внутренние перевозки начнут медленно восстанавливаться с начала лета. В соответствии с пессимистичным сценарием, международные воздушные линии будут закрыты до конца года, внутренние перевозки начнут восстанавливаться с сентября 2020 г. В зависимости от сценария снижение общего трафика российских перевозчиков в 2020 г. составит от 46% до 66%. Восстановление объема перевозок до уровня 2019 г. возможно к началу 2023 г.

Видео: https://roscongress.org/sessions/rossiya-afrika/search/#00:34:22.592

Ожидается серьезное давление на финансовые показатели авиакомпаний в 2020 г.

Российские авиакомпании, за исключением «Аэрофлота», являются низко маржинальным, капиталоемким бизнесом с рентабельностью по EBITDA в 3-4% и высокой долговой нагрузкой. Внутренние перевозки, как правило, убыточны, что в условиях низких объемов международных перевозок будет существенно «давить» на прибыльность. Финансовое положение авиакомпаний позволяет им профинансировать в среднем порядка трети условно-постоянных расходов в базовом сценарии, в пессимистичном — порядка пятой части. При развитии ситуации в рамках базового сценария для достижения операционной безубыточности авиакомпаниям необходимо будет сократить операционные расходы в среднем примерно на 40%, при пессимистичном сценарии — примерно на 60%. Компании также будут испытывать трудности в получении внешнего финансирования и будут вынуждены реструктуризировать текущий долговой портфель. Это будет вызвано резким увеличением коэффициентов долговой нагрузки и нарушением долговых ковенант.

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-natsionalnye-proekty-v-arkticheskoy-zone-rossiyskoy-federatsii-mekhanizmy-realizatsii/search/#00:13:04.895

Способность авиакомпаний противостоять шоку индивидуальна.

Эксперты НРА разделяют российские авиакомпании на три группы, обладающие разным уровнем устойчивости в текущих условиях:

· Группа высокого риска («Ай Флай», «Роял Флайт», «Азур Эйр», Nordwind, «ЮТэйр») — компании, бизнес которых сконцентрирован в сегменте «выездного туризма» и (или) обладающие очень высокой долговой нагрузкой (соотношение объема долга и показателя EBITDA составляет больше 4-x).

· Группа умеренного риска («Россия», «Уральские авиалинии», Smartavia, Red Wings, NordStar, «Руслайн», «ИрАэро», «Азимут», «Икар») — средние компании, у которых доля международных перевозок составляет менее половины объема бизнеса. Объем накопленных ими резервов недостаточен для выживания в условиях шока, но их системная значимость позволит им получить государственную помощь.

· Группа пониженного риска («Аэрофлот», S7, «Победа», «Аврора», «Якутия», «Ямал») — предприятия с сильными позициями на внутреннем рынке, что предполагает получение ими как федеральной, так и региональной помощи.

Видео: https://roscongress.org/sessions/osvoenie-novykh-tekhnologiy-v-transporte-i-logistike/search/#01:13:54.943

Государство может помочь авиакомпаниям «выжить», но речь о развитии в ближайшие годы уже не идет.

Государственная поддержка позволит авиакомпаниям сохранить ключевой персонал и поддержать эксплуатационные расходы на минимальных уровнях для поддержания готовности флота. По расчетам НРА, минимальная сумма субсидий только для покрытия постоянных затрат отрасли в совокупности составляет примерно 59 млрд руб. в месяц. Оказываемая поддержка в России (помощь в сумме 23 млрд руб. и ежемесячные платежи компаниям в размере 7,6 млрд руб.) намного меньше, чем поддержка авиакомпаний в других странах. Так, в США помощь авиакомпаниям составляет 2,9 центов в расчете на пассажиро-километр в год, в России — 0,4 цента (при условии ежемесячных выплат до конца 2020 г.).

Видео: https://roscongress.org/sessions/iaf-2019-pervym-delom-samolety-razvitie-aviatsii-v-arktike/search/#00:13:51.231

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Авиакосмическая отрасль и Транспорт, посвящённых возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также развитию авиапромышленности и транспортных услуг.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
13 ноября 2020
Возобновление и восстановление: будущее отрасли путешествий и туризма после COVID-19
В отчете Всемирного совета по туризму, подготовленном совместно с консалтинговой компанией Oliver Wyman, исследуется влияние пандемии COVID-19 на сферу путешествий и туризма и возможные последствия для этой отрасли.
Аналитические дайджесты
19 мая 2020
COVID-2019: правовые риски и рекомендации для ведения бизнеса. Часть 5
Команда специальной рабочей группы по коронавирусу Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» представляет обновленное исследование правовых рисков и рекомендаций для ведения бизнеса в период пандемии COVID-19.
Исследования
20 июля 2020
Как сделать более экологичным процесс восстановления экономики после кризиса, вызванного пандемией COVID-19? Уроки, извлеченные из прошлых «зеленых» инициатив
В исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривается пакет стимулирующих мер, действовавших в рамках антикризисной политики 2007–2008 гг., применение которых, по мнению экспертов, также может быть эффективным в условиях текущего экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Аналитические дайджесты
1 марта 2021
«Спутник V» может спасти Олимпиаду в Токио, звезды киберспорта продвинут «Ростелеком» и спортклубы в каждую школу

Фонд Росконгресс представляет дайджест новостей «Мировой спорт в условиях пандемии COVID-19» за период с 27 февраля по 1 марта.