Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Индийский рекорд. Страна-гость ВЭФ-2019 — крупнейший внешнеторговый партнер России в области ВТС и атомной энергетики

Статьи
29 августа 2019

Уже нет никаких сомнений, что по итогам нынешнего года Индия вновь займет первое место в списке крупнейших покупателей наших вооружений. Как заявил замдиректора Федеральной службы по ВТС (ФСВТС) Владимир Дрожжов, в настоящее время у нас имеется большой портфель заказов на поставку российской военной техники в Индию — он составляет около $14 млрд. И это только твердые контракты, по которым выплачен аванс или началась конкретная работа. Но есть и целый ряд перспективных двусторонних соглашений в сфере ВТС, в том числе межправительственных, — их общий объем оценивается как минимум в $5,75 млрд. Причем индийские власти уже зарезервировали необходимые средства в военном бюджете, а значит, соответствующие контракты должны быть подписаны в ближайшее время. Таким образом, суммарная стоимость всех индийских заказов на нашу технику вплотную приближается к $20 млрд. Это один из лучших показателей за все время военно-технического сотрудничества между нашими странами — выше он был только в 2015 году, когда Индия заказала у нас различной техники почти на $26 млрд.

Наша страна едва ли не первой в мире перешла от торговой парадигмы в военно-техническом сотрудничестве с Индией к индустриально-технологической модели

Триумф индустриальной парадигмы


По итогам 2019 года Индия займет первое место в списке покупателей российского вооружения. Суммарная стоимость заказов приближается к $20 млрд

Такой успех российских оружейников объясняется довольно просто. Наша страна едва ли не первой в мире перешла от традиционной торговой парадигмы в военно-техническом сотрудничестве с Индией к индустриально-технологической модели. То есть стала не только поставлять готовое оружие, но и делиться технологиями его создания, организовывать совместные производственные предприятия и даже вместе проводить НИОКР. Именно так почти 20 лет назад появилось СП BrahMos Aerospace, которое занимается разработкой и производством сверхзвуковых крылатых ракет наземного, авиационного и корабельного базирования. Его учредили НПО машиностроения и Организация оборонных исследований и разработок при Минобороны Индии (DRDO). Причем контроль в этом СП получили индийцы, а российская сторона довольствовалась лишь 49,5% акций. Не секрет, что при разработке ракет BrahMos конструкторы СП использовали ключевые технологические решения отечественного противокорабельного комплекса П-800 «Оникс». Наши специалисты занимались производством маршевых двигателей и головки самонаведения, а индийцы, получив российские ноу-хау, дорабатывали системы управления и создавали новое программное обеспечение. При этом дальность ракеты удалось увеличить с 290 км до более чем 400 км. Более того, например, авиационный вариант ракеты BrahMos-A заметно полегчал в сравнении с наземным. Ее стартовый вес теперь составляет чуть менее 2,5 тонн, а скорость на финальном участке полета достигает 2,8 Маха (3430 км в час). Примерно семь лет назад BrahMos Aerospace получила контракт от Минобороны Индии на производство 200 ракет общей стоимостью $930 млн. Эта техника (в наземном варианте) стоит на вооружении уже нескольких ракетных бригад индийской армии. А в мае этого года ВВС Индии провели уже второе успешное испытание BrahMos-A с истребителя Су-30МКИ, в ходе которого ракета точно поразила цель на полигоне на Никобарских островах в Бенгальском заливе. Уже решено, что BrahMos-A будут установлены на 40 самолетов Су-30МКИ — работы над этим сейчас в самом разгаре. «Наши предприятия полностью загружены, а портфель заказов только от Вооруженных сил Индии составляет $6,5 млрд до 2023 года», — сообщил содиректор BrahMos Aerospace Александр Максичев. Но уже сейчас ясно, что заказы СП резко увеличатся, как только компания создаст новую гиперзвуковую ракету — BrahMos II, способную развивать скорость до 5 Махов. А в том, что это произойдет в ближайшие пять-шесть лет, можно не сомневаться. При разработке BrahMos II индийцы намерены использовать все наработки российских конструкторов по отечественной гиперзвуковой ракете «Циркон», которая уже прошла успешные испытания. Но при этом Россия уже не будет прямым технологическим донором СП. Как заявил генеральный менеджер по экспорту BrahMos Aerospace Правин Патхак, в производственной кооперации примерно 60% стоимости ракеты приходится на индийские предприятия, а 40% — на российские. Причем при создании BrahMos II доля индийцев еще больше возрастет.

Примерно такую же модель Москва и Дели решили использовать при организации СП Indo-Russia Rifles Private Limited (IRRPL) по производству автоматических винтовок серии АК-203 в округе Амети в штате Уттар-Прадеш. Индийское Управление артиллеристских заводов (OFB) получило 50,5% акций этой компании, а концерну «Калашников» и «Рособоронэкспорту» достались 42% и 7,5% акций соответственно. Новый завод в марте нынешнего года лично открыл Премьер-министр Индии Нарендра Моди. «АК-203 — это последняя производная от знаменитых автоматов АК-47, которая поможет вооружить наши силы безопасности, а округу Амети придаст новую идентичность», — заявил глава индийского правительства. Уже известно, что около 50 тыс. АК-203 Индия закупит в рамках прямого поставочного контракта, а еще примерно 695 тыс. таких же автоматов будет произведено на IRRPL преимущественно из индийских комплектующих. Этот заказ оценивается примерно в $550 млн. «Мощность нового завода позволяет полностью оснастить личный состав силовых структур Индии, — говорит глава „Рособоронэкспорта“ Александр Михеев. — Более того, при необходимости стороны могут согласовать не только увеличение объемов производства, но и выпуск перспективных усовершенствованных моделей на уникальной платформе автомата Калашникова».

Наконец, еще один пример российско-индийского индустриального партнерства — недавно созданное СП по выпуску легких вертолетов Ка-226 близ города Нагпур в штате Махараштра. Известно, что холдинг «Вертолеты России» передаст Индии технологии создания этих винтокрылых машин, но как минимум половину комплектующих для них индийцы будут производить своими силами. «Это первый высокотехнологичный проект, реализуемый индийским правительством в рамках инициативы Make in India», — заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. На первых порах новое СП, как ожидается, будет производить по 10–20 вертолетов в год, но затем темпы выпуска увеличатся как минимум до 35 машин ежегодно. Индийские власти уже заказали 200 вертолетов Ка-226 на общую сумму чуть менее $500 млн. «Но в перспективе программа может быть расширена — стороны уже рассматривают возможность выхода с этой продукцией на рынки третьих стран», — сообщил Чемезов.

Премьер-министр Индии Надера Моди:
Мы рассматриваем Арктику как еще одну область сотрудничества с Россией. Хотели бы расширить кооперацию с российскими регионами, особенно с Дальним Востоком

Закупки по всем фронтам

Впрочем, помимо создания совместных производств, Индия резко увеличила приобретение уже готовой военной техники в России. В самом конце прошлого года наши страны подписали целую серию крупных контрактов, включая соглашения на поставку пяти полковых комплектов для комплексов ПВО С-400 на $5,43 млрд и двух фрегатов класса Talwar на $1,2 млрд. Еще два таких же корабля индийцы построят по нашему проекту на своей судоверфи в Гоа.



А уже в нынешнем году Индия заключила долгожданное соглашение с Россией о длительной аренде подводной лодки проекта 971 со специальной энергетической установкой, которая в местных ВМС получит название Chakra III. Стоимость этого контракта превысила $3 млрд. Но это еще не все. Практически сразу же после индо-пакистанского вооруженного конфликта в небе над Кашмиром индийские власти направили официальную заявку в ФСВТС на приобретение 18 машинокомплектов для сборки Су-30 на мощностях HAL. При этом ВВС Индии выразили желание срочно закупить 21 истребитель МиГ-29 из наличия Минобороны России. Уже подсчитано, что стоимость этих самолетов составит чуть менее $2 млрд. Заметим, что сейчас на вооружении ВВС Индии стоит около 50 МиГ-29, из которых сформировано три эскадрильи. А благодаря новой сделке их количество возрастет до четырех (у индийцев эскадрилья состоит из 18 самолетов). Что же касается Су-30, то таких самолетов у индийцев сейчас чуть меньше 250 единиц — это 13 строевых эскадрилий. После выполнения нового заказа их количество возрастет до 14. И это имеет принципиальное значение. Дело в том, что у Индии уже наблюдается гигантский дефицит истребителей — более 250 машин. Напомним, что по планам ВВС Индии у них должны быть
ВЭФ-2019 85

42 строевые истребительные эскадрильи, для того чтобы иметь возможность вести войну на два фронта. Но сейчас их только 31. Причем 14 эскадрилий укомплектовано устаревшими самолетами МиГ-21, МиГ-27 и Jaguar. Все они должны быть списаны к 2020 году. Многие из этих самолетов из-за ненадлежащего техобслуживания и отсутствия запчастей с трудом могут подняться в воздух, а если это и происходит, полеты зачастую заканчиваются аварией. Проблема, однако, в том, что заменить их практически нечем. Новый истребитель собственной индийской разработки — Tejas — не оправдал ожидания местных военных, а приобретенные во Франции 36 истребителей Rafale оказались непомерно дорогими — почти $200 млн за самолет.

Дальнейших закупок Rafale вряд ли стоит ожидать. Так что индийцам приходится надеяться главным образом на Россию. И не только в области вооружений, но и, скажем, в атомной энергетике.

Тройная сила «Чистого колодца»



Едва ли не самый крупный российско-индийский инвестиционный проект — это строительство АЭС Kudankulam («Чистый колодец») с российскими реакторами ВВЭР-1000 в штате Тамилнад на юге Индии. Первый энергоблок этой станции ввели в эксплуатацию еще летом 2014 года, а второй — осенью 2016-го. Уже сейчас Kudankulam считается самой мощной индийской АЭС — ежегодно она вырабатывает почти 2000 МВт электроэнергии. Но в течение ближайших нескольких лет производительность станции должна вырасти как минимум в три раза. Москва и Дели еще пять лет назад подписали контракт на возведение второй очереди (третьего и четвертого реакторов) АЭС. Его стоимость оценивается в общей сложности в $6,4 млрд, причем $3,4 млрд из них российская сторона предоставила в качестве кредита. Благодаря такой сделке наши компании получили возможность поставить для новой станции почти 85% необходимого оборудования, а также выполнить самую важную часть всех операций, исключая некоторые строительные работы. Впрочем, кое-что досталось и индийской промышленности. «Если при возведении первых двух блоков локализация оборудования была нулевой, то сейчас в Индии уже появились необходимые мощности, поэтому ситуация со второй очередью будет несколько иной, — говорит директор площадки станции Kudankulam Рамаяхи Шанмуги Сундар. — Россия по-прежнему изготовит сами корпуса реакторов и некоторые тяжелые агрегаты, но, например, в части дизайна по крайней мере 30% работ выполнит индийская сторона. Более того, Индия будет производить компрессоры и электрическое оборудование для второго контура». Сейчас строительство второй очереди вступило в решающую стадию. Так, «Ижорские заводы» уже поставили в Индию сам корпус третьего реактора и системы для его защиты, «Атоммаш» — первые парогенераторы комплекта теплообменного оборудования, а ЭЛСИБ — четыре асинхронных двигателя для насосных агрегатов. И если монтаж и тестирование всех систем пройдет удачно, третий энергоблок будет запущен уже в 2020 году, а четвертый — в 2021-м.



Но это еще не все. Напомним, что в позапрошлом году «Атомстройэкспорт» и Индийская корпорация по атомной энергии (NPCIL) заключили соглашение на возведение уже третьей очереди АЭС Kudankulam, в рамках которого в 2024–2025 годах должны быть построены и запущены в эксплуатацию пятый и шестой реакторы, после чего суммарная мощность станции вырастет до 6000 МВт. А буквально на днях стало известно, что Россия предоставит на эти цели кредит в размере $4,2 млрд сроком на 10 лет. Правда, при этом доля участия индийской промышленности резко возрастет. «Мы надеемся на более тесное сотрудничество с индийскими компаниями, — говорит президент группы „Атомэнергопром“ Валерий Лимаренко. — Что касается третьей очереди АЭС, то здесь (с российской стороны) речь идет о поставке ядерного острова и машинного зала». А строительно-монтажные работы, проектирование и поставки некоторого оборудования возьмут на себя индийцы. Всего же «Росатом» планирует построить в Индии в общей сложности 12 энергоблоков мощностью по 1000 МВт каждый. И в случае успешной реализации этих планов велика вероятность, что доля атомной энергетики в общем энергобалансе Индии вырастет с 3,22% как минимум до 5%.

Наиболее крупные действующие и перспективные контракты на поставку российской военной техники в Индию

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
5 октября 2021
Роль государственных институтов в повышении качества инфраструктуры

В экспертном заключении дается обзор ключевых факторов развития качественной инфраструктуры и преодоления инфраструктурного разрыва. Опыт успешных стран свидетельствует, что для этого необходимо проведение эффективной экономической политики и развитие институциональной среды. Это позволит привлечь в отрасль частных игроков, которые могут привнести опыт управления проектами и инновации.

Исследования
11 декабря 2019
Становление рынка зелёных облигаций в России с учётом лучшей международной практики

Национальная финансовая ассоциация (СРО НФА) провела опрос членов Российского Совета по первичному рынку капитала с целью определения текущего состояния рынка зелёных облигаций и перспектив его развития и представила полученные результаты в своём докладе.

Статьи
22 мая 2018
Знак судьбы

Как потомственный винодел из Швейцарии создал премиальное российское вино.