В 2018 году расхождения между реальным положением дел на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и его предназначением достигли апогея. Рынок НПФ создавался как независимый от государства институт по аккумулированию, сохранению и приумножению пенсионных средств граждан. В действительности накопительная часть пенсии «заморожена», доходность ряда фондов неудовлетворительна, многие граждане продолжают терять свои накопления из-за досрочных переходов, а рынок сконцентрировался в руках крупных государственных структур. Так как в 2019 году проблема притока новых средств на рынок, по всей видимости, не будет решена, ключевым аргументом для сохранения фондами места на рынке могут стать лишь высокие показатели доходности.
По итогам 2018 года пенсионный рынок показал самый слабый за 8 лет прирост в абсолютном выражении. Объём пенсионных средств увеличился лишь на 231 млрд и составил 3,85 трлн рублей. Темп прироста снизился с 12,2 до 6,4%. Продолжение в 2018 году масштабной расчистки инвестиционных портфелей ряда фондов оказало ещё больший негативный эффект на среднерыночную доходность, чем годом ранее. В итоге доходность пенсионных накоплений снизилась до близких к нулю значений, а средний счёт по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) показал отрицательную динамику второй год подряд и составил 68 тыс. рублей. Положительную динамику обеспечили приток средств пенсионных накоплений из ПФР (+163 млрд рублей) и доходы от размещения пенсионных резервов (5,2%), которые в меньшей степени подверглись негативному влиянию обесценения активов на рынке.,/p>
В ожидании внедрения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) лидеры рынка укрупняются за счёт слияний и поглощений других фондов, что способствует всё большей консолидации отрасли. В 2018 году сразу несколько групп фондов завершили процессы интеграции пенсионного бизнеса, за счёт чего произошли изменения в составе лидеров рынка НПФ, а также продолжилось усиление концентрации отрасли. Доля десяти крупнейших фондов в совокупном объёме пенсионных средств к концу года приблизилась к 90%, что уже соответствует характеристикам олигополии. На рынке сформировалось несколько крупных центров консолидации, представленных в основном фондами, входящими в промышленные и финансовые структуры, связанные с государством. Несмотря на высокую неопределённость относительно будущего рынка НПФ, сохраняется уверенность, что доступ к потоку новых пенсионных средств получат только те фонды, которые будут иметь значительный запас финансовой прочности, продвинутую IT-систему и другие ресурсы, которые могут позволить себе главным образом крупные игроки. В сложившихся условиях многие небольшие фонды вынуждены искать стратегического инвестора либо покидать рынок.
Изоляция и отсутствие новых драйверов роста в 2019 году ставят развитие пенсионного рынка в зависимость от показателей доходности фондов. С момента «заморозки» пенсионных накоплений на рынке так и не появилось альтернативных источников долгосрочного развития. На какое-то время драйвером роста рынка стали средства «молчунов», готовых сменить ПФР на НПФ. Рекордно низкие результаты последней завершившейся переходной кампании (+40,4 млрд рублей) указывают на то, что этот источник роста также исчерпал себя, и в 2019 году пенсионный рынок ждёт стагнация. В то же время авторы обзора полагают, что снижение притока средств из ПФР в ближайший год может быть компенсировано за счёт более высоких показателей доходности НПФ. Основные мероприятия, связанные с расчисткой проблемных активов ряда фондов, завершены, а вероятность реализации новых кредитных рисков на фоне улучшения качества инвестиционных портфелей значительно снизилась. В случае отсутствия существенных внешних шоков средневзвешенная доходность пенсионных накоплений будет в диапазоне 79%. Доходность размещения пенсионных резервов составит 67%. По прогнозам «Эксперт РА», темп прироста рынка НПФ в 2019 году ускорится до 8% на фоне провальных результатов 2018 года, а совокупный объём пенсионных средств составит около 4,2 трлн рублей.