За год, прошедший с момента объявления Пекином прекращения политики, делавшей Китай чуть ли не главной мусорной свалкой мира, далеко не все западные страны смогли залатать брешь в собственных системах мусоропереработки. Напомним: КНР отказалась импортировать 24 вида твердых бытовых отходов (ТБО) пластмассу, несортированную макулатуру, текстильные материалы и ванадиевый шлак. Сказанное вызвало настоящую панику, прежде всего, в США, Японии и Австралии. Выяснилось, что небывалые успехи этих стран в деле утилизации отходов отчасти... миф. По крайней мере, в отношении США и Австралии такое утверждение оправдано в полной мере. Япония, конечно, добилась многого и сама, обладая технологиями повторной переработки, использования и даже производства, но китайский запрет стал и для ее властей неприятной неожиданностью.
И все потому, что Токио экспортировал в Китай большое количество мусора. Точнее, 50% пластика и 70% макулатуры, выброшенных японцами. В цифрах это 840 тыс. тонн первого и 280 тыс. тонн второго. При этом сама Япония вполне могла бы переработать большую часть из этих объемов, правда в том, что это стоило бы дороже. Неудивительно, что далеко не все в Японии огорчены решением Китая: перерабатывающие предприятия рассчитывают получить полную загрузку своих мощностей. Вот только кто за это будет платить? Вопрос риторический: конечно, как везде и всегда, жители.
Пекин уже сокращал объемы ввозимого японского вторсырья после кризиса 2008 года. Тогда в Японии выросли настоящие горы из пластиковых бутылок, потому как собственные перерабатывающие производства к тому времени существенно сократились, не желая нести убытки за долгие годы экспорта мусора в КНР. Да, в Японии самая передовая система переработки отходов в мире, но она дорогое удовольствие.
Австралийцы, кстати, тоже опасаются финансовых проблем. Только иного рода: того, что предложение по продуктам переработки вторсырья на внутриавстралийском рынке окажется столь высоким, что цены рухнут. Австралия отправляла в Китай не так много, как Япония (около 619 тыс. тонн мусора), но для нее это были значительные объемы, учитывая ставку на экологическую безопасность континента. Менять же отношение жителей Зеленого материка к мусору процесс затратный и долгий. Ведь пока вторсырье уплывало в Китай, австралийцы относились к мусору так же, как россияне и американцы, не замечали проблемы. Чтобы выработать иной подход, потребуются годы и миллиарды долларов.
Но тяжелее всего отказ Китая принимать мусор ударил, конечно, по США. Штаты крупнейший «мусорщик» в мире, причем треть всех объемов вторсырья они экспортируют и шестая часть точно идет в Китай. Точнее, шла. В 2016 году США, например, перевезли за океан мусора на 36,2 млрд долларов (одной только макулатуры 13 млн тонн, а еще половину всего американского металлолома).
Теперь райская мусорная жизнь кончилась. Американцы уже зафиксировали существенное падение цен на макулатуру (почти вполовину). То ли еще будет! Китай пообещал до лета 2020 года отказать в приеме еще 32 видам отходов, импортируемым на данный момент из-за рубежа. А по тем видам вторсырья, которые китайцы еще пока принимают на переработку, они ужесточили требования к сортировке. Для понимания: американцы, как и россияне, в массе своей к педантичной сортировке мусора не приучены и вполне способны свалить в один мешок и картон, и еду, и жестяные банки. Раньше китайцы сортировали мусор сами, а теперь бракуют всю партию, если заметят в макулатуре, скажем, картонку из-под пиццы, потому как последняя своим масляным днищем портит картон.
Американцы уже подсчитали, что в новых условиях им придется, чтобы не зарасти мусором, снизить долю неподлежащих вторичной переработке материалов до 0,5%. Подсчитали и прослезились: по мнению экспертов, это пока невыполнимая задача для перерабатывающей промышленности США. Ведь Штаты ежегодно производят 66 млн тонн мусора! И ладно бы дело было только в объемах...
Известный австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер (на странице слева) был убежденным защитником природы. Взявшись проектировать мусоросжигательные заводы в Вене (слева) и Осаке (справа), он поставил городским властям условие: использовать самое современное оборудование, чтобы свести к минимуму вредные выбросы
Проблема в том, что утилизировать мусор самим в таких объемах экономически невыгодно. В США уже произошло то, чего еще пока опасаются австралийцы, упали цены на вторсырье. Если раньше тонна макулатуры стоила 100 долларов, то теперь пять. А пластиковые бутылки вообще оказалось невыгодно перерабатывать, дешевле делать новые. Как результат разорение компаний и мусорные горы в Массачусетсе, Сиэтле, Фениксе...Выработать у населения столь же скрупулезный подход к сортировке мусора, какой есть в Японии и некоторых странах Европы, американские власти если и рассчитывают, то не в ближайшем будущем. Остается искать новую «свалку» за пределами страны. Но вот незадача: вслед за Китаем бойкот переработке и захоронению импортного мусора объявили большинство развивающихся стран. Да и те, что еще согласны принимать вторсырье из-за рубежа, не в состоянии сравниться с Китаем по объемам
и возможностям.