Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Ключевые тренды российского кино (сентябрь 2018 г.)

Исследования
29 мая 2019

В последние годы объёмы кинопроизводства в России возрастают (несмотря на сокращение числа фильмов на экранах в 2017-м) и составляют порядка 140-150 картин в год. В то же время государственную поддержку во всё большем объёме получает всё меньшее число лент, вышедших в прокат: если в 2015–2016 годах их было больше 70, то в 2017 — лишь 52. С другой стороны, в 2017-м вдвое больше картин, чем обычно (20 против 10), было снято при участии телеканалов — это весьма заметный источник инвестиций для продюсеров.

Свершившаяся цифровая революция открыла дорогу на широкий экран новым фильмам (число их выросло с 280–350 в 2004–2011 годах до нынешних 400–450) и спецпоказам, система проката которых к 2016 году сложилась и преуспела (на экраны выходят 550–600 наименований в составе более 200 программ). Однако в 2018 году был принят «закон о фестивалях», который всерьёз угрожает развитию данной сферы, сужая круг фильмов, которые могут демонстрироваться без прокатного удостоверения (а условия его получения далеко не всегда позволяют это сделать в случае событийных или ретроспективных релизов).

С точки зрения посещений и кассовых сборов в 2013–2015 годах на рынке была стагнация (около 175 млн посещений), после которой наступили два «тучных» года (193 и 213 млн зрителей), хотя падение курса рубля почти в два раза за 5 лет снизило интерес к российскому рынку со стороны зарубежных продюсеров. В то же время снижение цены кинобилета в рублях (как реальное, так и номинальное) свидетельствует о понижающейся платёжеспособности населения, что угрожает сокращением доходов всей киноиндустрии.

Обобщая результаты исследования, авторы доклада выделили 10 ключевых трендов, оказывающих влияние на российскую кинематографию и формирующих её облик в среднесрочной перспективе. Вот некоторые их них:
  • текущая неблагоприятная ситуация в экономике страны сокращает доходы всех ветвей кинематографии и повышает расходные статьи, связанные с зависимостью отрасли от зарубежных технологий и оборудования;
  • в России усиливается роль федеральных органов исполнительной власти в части регулирования кинорынка и действий его игроков, что оказывает воздействие (как положительное, так и отрицательное) на все подотрасли кинематографии;
  • расширение киносети России продолжается за счёт финансовой поддержки из средств федерального бюджета, что положительно влияет на прокат и отечественное кинопроизводство, а также — весьма неоднозначно — на кинопоказ (растут конкуренция и неопределённость дальнейшей судьбы субсидированных залов — при общем позитиве от роста числа кинотеатров);
  • государственная финансовая поддержка кинопроизводства концентрируется на сокращающемся числе крупнобюджетных фильмов, которые производятся лидирующими студиями, что ведёт к повышению зависимости доли рынка отечественного кино в прокате от малого числа игроков и проектов;
  • множатся источники доходов и инвестиций для продюсеров: сотрудничество с телеканалами, краудфандинг, зарубежные продажи (особенно важные при ослаблении рубля), развитие сервисов видео по запросу, тематических телеканалов и пр.

Таким образом, основное влияние на киноотрасль сегодня оказывает экономика; второе место по значимости делят политические и социальные аспекты; технологии же на состояние российской киноиндустрии влияют в меньшей степени. Главным выводом из исследования в отношении отечественных кинопродюсеров является то, что особого внимания с их стороны сегодня требуют изменения, происходящие в социальном плане. Прокатчикам следует сосредоточиться на минимизации экономического и законодательного риска. Больше всего проблем — у российских кинотеатров, для которых помимо экономическо-законодательных сложностей есть серьёзные угрозы и технологическо-социального характера.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
24 сентября 2018
Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2018—2022 годы

В ежегодном докладе компании PricewaterhouseCoopers отражены ключевые тенденции мирового и российского рынков развлечений и СМИ и представлен прогноз развития отрасли на 2018–2022 годы.


Исследования
16 мая 2024
Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2017–2021 годы
В 2016 – первой половине 2017 года российская индустрия развлечений и СМИ показала в целом позитивную динамику после падения показателей в 2015 году. PWC полагает, что в дальнейшем рынок будет расти благодаря улучшению макроэкономических показателей России и восстановлению деловой активности.