В последние годы объёмы кинопроизводства в России возрастают (несмотря на сокращение числа фильмов на экранах в 2017-м) и составляют порядка 140-150 картин в год. В то же время государственную поддержку во всё большем объёме получает всё меньшее число лент, вышедших в прокат: если в 20152016 годах их было больше 70, то в 2017 лишь 52. С другой стороны, в 2017-м вдвое больше картин, чем обычно (20 против 10), было снято при участии телеканалов это весьма заметный источник инвестиций для продюсеров.
Свершившаяся цифровая революция открыла дорогу на широкий экран новым фильмам (число их выросло с 280350 в 20042011 годах до нынешних 400450) и спецпоказам, система проката которых к 2016 году сложилась и преуспела (на экраны выходят 550600 наименований в составе более 200 программ). Однако в 2018 году был принят «закон о фестивалях», который всерьёз угрожает развитию данной сферы, сужая круг фильмов, которые могут демонстрироваться без прокатного удостоверения (а условия его получения далеко не всегда позволяют это сделать в случае событийных или ретроспективных релизов).
С точки зрения посещений и кассовых сборов в 20132015 годах на рынке была стагнация (около 175 млн посещений), после которой наступили два «тучных» года (193 и 213 млн зрителей), хотя падение курса рубля почти в два раза за 5 лет снизило интерес к российскому рынку со стороны зарубежных продюсеров. В то же время снижение цены кинобилета в рублях (как реальное, так и номинальное) свидетельствует о понижающейся платёжеспособности населения, что угрожает сокращением доходов всей киноиндустрии.
Обобщая результаты исследования, авторы доклада выделили 10 ключевых трендов, оказывающих влияние на российскую кинематографию и формирующих её облик в среднесрочной перспективе. Вот некоторые их них:
- текущая неблагоприятная ситуация в экономике страны сокращает доходы всех ветвей кинематографии и повышает расходные статьи, связанные с зависимостью отрасли от зарубежных технологий и оборудования;
- в России усиливается роль федеральных органов исполнительной власти в части регулирования кинорынка и действий его игроков, что оказывает воздействие (как положительное, так и отрицательное) на все подотрасли кинематографии;
- расширение киносети России продолжается за счёт финансовой поддержки из средств федерального бюджета, что положительно влияет на прокат и отечественное кинопроизводство, а также весьма неоднозначно на кинопоказ (растут конкуренция и неопределённость дальнейшей судьбы субсидированных залов при общем позитиве от роста числа кинотеатров);
- государственная финансовая поддержка кинопроизводства концентрируется на сокращающемся числе крупнобюджетных фильмов, которые производятся лидирующими студиями, что ведёт к повышению зависимости доли рынка отечественного кино в прокате от малого числа игроков и проектов;
- множатся источники доходов и инвестиций для продюсеров: сотрудничество с телеканалами, краудфандинг, зарубежные продажи (особенно важные при ослаблении рубля), развитие сервисов видео по запросу, тематических телеканалов и пр.
Таким образом, основное влияние на киноотрасль сегодня оказывает экономика; второе место по значимости делят политические и социальные аспекты; технологии же на состояние российской киноиндустрии влияют в меньшей степени. Главным выводом из исследования в отношении отечественных кинопродюсеров является то, что особого внимания с их стороны сегодня требуют изменения, происходящие в социальном плане. Прокатчикам следует сосредоточиться на минимизации экономического и законодательного риска. Больше всего проблем у российских кинотеатров, для которых помимо экономическо-законодательных сложностей есть серьёзные угрозы и технологическо-социального характера.