Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Неопределенное будущее Евросоюза: что делать России?

Исследования
10 мая 2017

За 25 лет после возникновения Европейского союза и Российской Федерации их отношения переживали подъемы и спады. Пройден путь от взаимного оптимизма первой половины 1990-х гг. до усталости конца десятилетия. От разочарования и попыток гальванизировать отношения в начале 2000-х гг. — до конфликта и противостояния в последние годы. На протяжении всего этого периода Европа оставалась сильным, относительно сплоченным игроком, способным лидировать в диалоге. Институты Европейского союза, Брюссель всегда и последовательно были готовы выдвигать проекты и инициативы, открывать переговорные площадки и предлагать относительно позитивную повестку по всему спектру отношений.


В предшествующий период активность России ограничилась предложением Договора о европейской безопасности и Комитета по вопросам внешней политики и безопасности Россия — ЕС. Это позволяло наблюдателям рассматривать Россию в качестве «ведомого» партнера. Сейчас ситуация изменилась. В ближайшие 10–15 лет Москве придется самой еще более активно предлагать странам ЕС и институтам европейской интеграции проекты и инициативы — как в политике, так и в экономике. Естественно, исходя из своих прагматичных интересов и твердых принципов.

Причина фундаментального изменения — внутренняя трансформация Европейского союза, выражением которой стала серия кризисов. Они затрагивают и политические, и экономические аспекты жизнедеятельности ЕС. Институты Евросоюза и страны-члены оказались не готовы ответить на завышенные ожидания и требования в области политической интеграции. В первую очередь — в сфере обеспечения внутренней и внешней безопасности. Это, в свою очередь, привело к тому, что институты ЕС взяли на себя несвойственные им функции, что оказало разрушительное воздействие и на отношения Евросоюза с Россией. Политизация стала причиной и сокращения гибкости ЕС как переговорного партнера, что в пол- ной мере отразилось на всех внешних связях Европы в последние годы.

России выгоден менее политизированный и экономически более мощный Европейский союз, неукоснительно придерживающийся собственных норм и регулятивных принципов. Распад Европейского союза стал бы своего рода «величайшей геополитической катастрофой XXI века» и чреват многократным повышением уровня непредсказуемости во всех сферах жизни региона. И в первую очередь — в области безопасности. Однако современные тенденции европейской интеграции будут, по всей вероятности, требовать отхода от излишней политизации деятельности институтов Евросоюза в сторону более технократического подхода. Если этого не произойдет, в ЕС может возникнуть ситуация, опасная в долгосрочной перспективе. Велика вероятность оттока к национальным столицам реальных полномочий уже не только в политической, но и в экономической области.

Отказ от чрезмерной политизации сделает для России целесообразной, несмотря на все накопленные за последние годы трудности, необходимость интенсифицировать диалог с Брюсселем. По меньшей мере, пока российские экономические агенты не будут чувствовать себя на азиатских рынках не менее комфортно, чем на традиционном рынке Европейского со- юза. Но и тогда институты ЕС сохранят за собой полномочия в таких областях, как инвестиции и антимонопольное законодательство. Однако России не следует отступать от сформулированных принципов ее политики на европейском направлении.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 октября 2018
Доклад о торговле и развитии, 2018 год: Власть, платформы и иллюзия свободной торговли

Доклад, подготовленный экспертами Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), посвящён анализу тенденций развития мировой экономики, торговле в период гиперглобализации, экономическому развитию в цифровом мире, инфраструктурному развитию и структурным трансформациям.


Исследования
4 июля 2019
Европа под огнём вторичных санкций США

Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» посвящён использованию Соединёнными Штатами Америки своего статуса глобального экономического центра для экономической власти и принуждения в мировом масштабе, в частности, по отношению к европейским странам.

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Новая парадигма экономического роста

В экспертном заключении представлен обзор ключевых факторов мировой экономики и международных отношений, влияющих на выбор экономической политики в новых условиях. Сегодня требуется изменение отношений власти и бизнеса. А актуализация модели государственно-частного партнерства позволит выйти на новый качественный уровень экономического развития.