Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Неопределенное будущее Евросоюза: что делать России?

Исследования
10 мая 2017

За 25 лет после возникновения Европейского союза и Российской Федерации их отношения переживали подъемы и спады. Пройден путь от взаимного оптимизма первой половины 1990-х гг. до усталости конца десятилетия. От разочарования и попыток гальванизировать отношения в начале 2000-х гг. — до конфликта и противостояния в последние годы. На протяжении всего этого периода Европа оставалась сильным, относительно сплоченным игроком, способным лидировать в диалоге. Институты Европейского союза, Брюссель всегда и последовательно были готовы выдвигать проекты и инициативы, открывать переговорные площадки и предлагать относительно позитивную повестку по всему спектру отношений.


В предшествующий период активность России ограничилась предложением Договора о европейской безопасности и Комитета по вопросам внешней политики и безопасности Россия — ЕС. Это позволяло наблюдателям рассматривать Россию в качестве «ведомого» партнера. Сейчас ситуация изменилась. В ближайшие 10–15 лет Москве придется самой еще более активно предлагать странам ЕС и институтам европейской интеграции проекты и инициативы — как в политике, так и в экономике. Естественно, исходя из своих прагматичных интересов и твердых принципов.

Причина фундаментального изменения — внутренняя трансформация Европейского союза, выражением которой стала серия кризисов. Они затрагивают и политические, и экономические аспекты жизнедеятельности ЕС. Институты Евросоюза и страны-члены оказались не готовы ответить на завышенные ожидания и требования в области политической интеграции. В первую очередь — в сфере обеспечения внутренней и внешней безопасности. Это, в свою очередь, привело к тому, что институты ЕС взяли на себя несвойственные им функции, что оказало разрушительное воздействие и на отношения Евросоюза с Россией. Политизация стала причиной и сокращения гибкости ЕС как переговорного партнера, что в пол- ной мере отразилось на всех внешних связях Европы в последние годы.

России выгоден менее политизированный и экономически более мощный Европейский союз, неукоснительно придерживающийся собственных норм и регулятивных принципов. Распад Европейского союза стал бы своего рода «величайшей геополитической катастрофой XXI века» и чреват многократным повышением уровня непредсказуемости во всех сферах жизни региона. И в первую очередь — в области безопасности. Однако современные тенденции европейской интеграции будут, по всей вероятности, требовать отхода от излишней политизации деятельности институтов Евросоюза в сторону более технократического подхода. Если этого не произойдет, в ЕС может возникнуть ситуация, опасная в долгосрочной перспективе. Велика вероятность оттока к национальным столицам реальных полномочий уже не только в политической, но и в экономической области.

Отказ от чрезмерной политизации сделает для России целесообразной, несмотря на все накопленные за последние годы трудности, необходимость интенсифицировать диалог с Брюсселем. По меньшей мере, пока российские экономические агенты не будут чувствовать себя на азиатских рынках не менее комфортно, чем на традиционном рынке Европейского со- юза. Но и тогда институты ЕС сохранят за собой полномочия в таких областях, как инвестиции и антимонопольное законодательство. Однако России не следует отступать от сформулированных принципов ее политики на европейском направлении.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
29 декабря 2022
Россия — АСЕАН: выстраивание региональных ЦДС в Большой Евразии

Коронакризис привел к серьезным сбоям международных товарных потоков и разрывам ЦДС. Отмеченные вызовы и последствия коронакризиса по своей сути близки к вызовам, возникшим перед Россией весной 2022 года. Для восстановления и укрепления импортных поставок и ЦДС РФ целесообразно использовать опыт стран и объединений Большой Евразии, включая АСЕАН.


Статьи
31 октября 2019
Интеллектуальное событие как часть общественной дипломатии

Сетевые взаимодействия обусловили развитие новых форм дипломатии. Появились такие виды международных отношений, которые позволяют создавать новые виртуальные пространства не только в технико-технологическом смысле, но и в трансграничном. Трансграничное взаимодействие с положительной коннотацией в международных отношениях в условиях «сетевой дипломатии» реализуется в формате диалоговых площадок. Общественная дипломатия международных диалогов использует событийный подход.


Исследования
30 сентября 2019
Торговля и интеграция России в Азиатско-Тихоокеанский регион: результаты и перспективы

Доклад, подготовленный Всероссийской Академией Внешней Торговли совместно с Российским центром исследований АТЭС, посвящен анализу основных тенденций развития Азиатско-Тихоокеанского региона, взаимодействию России и ЕАЭС со странами АТР, перспективам расширения торговли и инвестиций и оценке региональных соглашений.

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Сглаживание швов при переходе к цифровой реальности в логистике

Цифровизация остается ключевым трендом для экономического развития территорий, в области грузоперевозок данный вопрос стоит особенно остро ввиду наличия значительно количество требований со стороны грузоотправителей и государства. Переход к платформенным решениям, использование передовых технологий при погрузке и транспортировке снимает большинство проблем, но следует не забывать и о других «швах» требующих внимания заинтересованных сторон.