Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

По мнению экспертов InfraONE, инфраструктуру в России на протяжении нескольких десятков лет строят бессистемно: отсутствуют чёткий план комплексного развития территорий, единая статистика и оценка состояния инфраструктуры. Регионы и федеральные власти инвестируют в транспорт, ЖКХ, энергетику, благоустройство городов, школы и больницы с горизонтом планирования не более двух-трёх лет, а утверждённые стратегии развития часто не выполняются. Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ лидируют по степени развития и по объёму инвестирования в инфраструктуру. Москва лидирует с заметным преимуществом, регион сильно оторвался от среднероссийского значения индекса (почти на 36,5%), и по мнению InfraONE в ближайшие 7–10 лет этот разрыв существенно сократить не удастся. Максимального индекса развития (10) — ни интегрального, ни по отраслям — не достиг ни один российский регион, недостаток вложений есть во всех сферах и на всей территории России.

Регионы-лидеры вышли на первые пять строк индекса в основном за счёт развитой транспортной инфраструктуры, которая традиционно обходится дороже всего, а социальная инфраструктура в таких субъектах проигрывает по причине того, что нагрузка на неё там гораздо выше, чем её количество. Инфраструктура в большинстве субъектов находится примерно на одном уровне, но на практике это значит, что все они отстают от среднероссийских значений в двух и более отраслях из пяти выбранных для анализа. Самые низкие значения индекса развития инфраструктуры зафиксированы у Чечни, Тувы и Дагестана, инфраструктура в этих регионах развита слабее из-за труднодоступности (гористого рельефа) и низкой доли городского населения.

Хуже всего в России развита транспортная инфраструктура: средний индекс по ней составляет всего 3,24 из возможных 10, лучше всего — коммунальная и телекоммуникационная инфраструктура с 6,89 и 6,48 соответственно. Отставание транспорта от остальных отраслей вряд ли удастся преодолеть быстро из-за того, что первый развивать сложнее и дороже. В телекоммуникациях и ЖКХ, напротив, много частных инвесторов, ниже стоимость проектов, а зависимость от доли городского населения гораздо сильнее — то есть инфраструктура сосредоточена на меньшей площади, чем в случае, например, с автомобильными и железными дорогами.


Минимальная дополнительная потребность России в инфраструктурных инвестициях в 2019 году, по оценкам InfraONE, составит 2,6 трлн руб. Но большая часть этих средств — 52,6% — это нужды всего 27 регионов с уже развитой инфраструктурой, и это говорит о слабо развитой экономике и необходимости масштабных инвестиций и в инфраструктуру, и в производство. По расчётам экспертов InfraONE, минимальная дополнительная потребность российской инфраструктуры в инвестициях может быть закрыта уже в 2021 году, если вложения в рамках майских указов будут делаться по текущему плану Минфина. При этом всё же велик риск, что инвестировать опять будут в основном в сверхкрупные и мегапроекты на федеральном уровне и через господряд, а качественных проектов, построенных на принципах государственно-частного партнёрства, по-прежнему не будет хватать.



Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
1 ноября 2019
Обеспечение трансфера технологий на национальном уровне
В статье рассматривается понятие трансфера технологий как основного элемента научно-технического развития. Определена его связь с фундаментальными и прикладными исследованиями. Рассмотрены инструменты прогнозирования как средство анализа и планирования научно-технического развития, а также ситуация в Российской Федерации в сфере трансфера технологий.
Аналитические дайджесты
15 февраля 2021
Рейтинг событийного потенциала регионов – 2020

Выставочный научно-исследовательский центр R&C подвел итоги 2020 года и представил седьмой ежегодный Рейтинг событийного потенциала российских регионов.

Исследования
6 июня 2018
«10+10»: энергетика РФ в ожидании новой реформы для выхода из инвестиционной паузы

Агентство АКРА представляет прогноз развития отечественной энергетической отрасли до 2022 года.


Экспертное мнение
28 апреля 2020
Экономика на карантине. Перед каким выбором сегодня стоят главы регионов

Закрывать все предприятия и организации города ради безопасности его жителей или всё-таки продолжать работать, чтобы спасти экономику и семейные бюджеты? Перед таким выбором сегодня стоят все главы регионов и муниципалитетов.