Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

По мнению экспертов InfraONE, инфраструктуру в России на протяжении нескольких десятков лет строят бессистемно: отсутствуют чёткий план комплексного развития территорий, единая статистика и оценка состояния инфраструктуры. Регионы и федеральные власти инвестируют в транспорт, ЖКХ, энергетику, благоустройство городов, школы и больницы с горизонтом планирования не более двух-трёх лет, а утверждённые стратегии развития часто не выполняются. Москва, Санкт-Петербург и Ханты-Мансийский автономный округ лидируют по степени развития и по объёму инвестирования в инфраструктуру. Москва лидирует с заметным преимуществом, регион сильно оторвался от среднероссийского значения индекса (почти на 36,5%), и по мнению InfraONE в ближайшие 7–10 лет этот разрыв существенно сократить не удастся. Максимального индекса развития (10) — ни интегрального, ни по отраслям — не достиг ни один российский регион, недостаток вложений есть во всех сферах и на всей территории России.

Регионы-лидеры вышли на первые пять строк индекса в основном за счёт развитой транспортной инфраструктуры, которая традиционно обходится дороже всего, а социальная инфраструктура в таких субъектах проигрывает по причине того, что нагрузка на неё там гораздо выше, чем её количество. Инфраструктура в большинстве субъектов находится примерно на одном уровне, но на практике это значит, что все они отстают от среднероссийских значений в двух и более отраслях из пяти выбранных для анализа. Самые низкие значения индекса развития инфраструктуры зафиксированы у Чечни, Тувы и Дагестана, инфраструктура в этих регионах развита слабее из-за труднодоступности (гористого рельефа) и низкой доли городского населения.

Хуже всего в России развита транспортная инфраструктура: средний индекс по ней составляет всего 3,24 из возможных 10, лучше всего — коммунальная и телекоммуникационная инфраструктура с 6,89 и 6,48 соответственно. Отставание транспорта от остальных отраслей вряд ли удастся преодолеть быстро из-за того, что первый развивать сложнее и дороже. В телекоммуникациях и ЖКХ, напротив, много частных инвесторов, ниже стоимость проектов, а зависимость от доли городского населения гораздо сильнее — то есть инфраструктура сосредоточена на меньшей площади, чем в случае, например, с автомобильными и железными дорогами.


Минимальная дополнительная потребность России в инфраструктурных инвестициях в 2019 году, по оценкам InfraONE, составит 2,6 трлн руб. Но большая часть этих средств — 52,6% — это нужды всего 27 регионов с уже развитой инфраструктурой, и это говорит о слабо развитой экономике и необходимости масштабных инвестиций и в инфраструктуру, и в производство. По расчётам экспертов InfraONE, минимальная дополнительная потребность российской инфраструктуры в инвестициях может быть закрыта уже в 2021 году, если вложения в рамках майских указов будут делаться по текущему плану Минфина. При этом всё же велик риск, что инвестировать опять будут в основном в сверхкрупные и мегапроекты на федеральном уровне и через господряд, а качественных проектов, построенных на принципах государственно-частного партнёрства, по-прежнему не будет хватать.



Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
5 октября 2021
Роль государственных институтов в повышении качества инфраструктуры

В экспертном заключении дается обзор ключевых факторов развития качественной инфраструктуры и преодоления инфраструктурного разрыва. Опыт успешных стран свидетельствует, что для этого необходимо проведение эффективной экономической политики и развитие институциональной среды. Это позволит привлечь в отрасль частных игроков, которые могут привнести опыт управления проектами и инновации.

Аналитические дайджесты
20 февраля 2021
Событийный паспорт региона: Самарская область

Аналитический дайджест «Событийный паспорт Самарской области», разработанный Национальным конгресс-бюро совместно с Правительством Самарской области, нацелен на продвижение дестинации на российском и международном рынках как благоприятного места для проведения мероприятий.

Исследования
1 июня 2021
Инфраструктура - 2025: вызовы и перспективы

Насколько сильно пандемия повлияла на планы властей и инвесторов в инфраструктуре? По каким сценариям будет развиваться отрасль к 2025 году? Какие проекты окажутся ключевыми для рынка?

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Дальневосточная концессия навстречу потребностям региона

Можем ли мы утверждать, что в развитии территории Дальнего Востока, на первое место выступает социальная сфера? Ответ неоднозначный. С одной стороны, социальные потребности жителя любого региона России приравниваются к общему (среднему) набору потребительской корзины. С другой стороны, квалификация, информационная доступность (информированность современного человека) и рестрикционная кредитно-финансовая политика РФ позволяют сделать вывод, что предприниматель / инвестор / девелопер в любой точке России отлично осведомлен по вопросам управления и ресурсного обеспечения своей деятельности (люди, финансы, бизнес-сеть, связь, транспорт, сервис регулятора). Мы полагаем, что приоритет социального вопроса для ДФО может иметь «конкурента» — развитие частного хозяйства. Предпринимательство всегда вносит в регион социально-экономический эффект, поэтому регулятору на уровнях Россия-Регион-Муниципалитет — нужно иметь не контрадикторную политику и совпадение линейки сервиса госслужб с интересом хозяйствующего человека.