Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Сломанный социальный лифт? Как содействовать социальной мобильности

Исследования
12 декабря 2018

В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) говорится, что с учётом нынешних уровней неравенства и мобильности доходов между поколениями, для достижения ребёнком из бедной семьи среднего дохода в среднем по странам ОЭСР может потребоваться не менее пяти поколений, или 150 лет. Этот показатель колеблется от двух-трёх поколений в скандинавских странах до девяти и более поколений в некоторых странах с формирующейся экономикой. Каждый третий ребёнок, отец которого имеет низкий заработок, также будет иметь низкий заработок, в то время как для большинства других двух третей мобильность по службе ограничена соседней группой заработков.


В разных поколениях перспективы мобильности доходов, как правило, слабее в странах с высоким неравенством доходов (например, в латиноамериканских и некоторых развивающихся странах) и сильнее в странах с низким неравенством (например, в странах Северной Европы). Социальная мобильность имела тенденцию к увеличению для многих людей, родившихся в период между 1955 и 1975 годами от малообразованных родителей, но она оставалась неизменной для тех, кто родился после 1975 года. В настоящем докладе отмечается, что если рассматривать период в 4 года, то за это время люди в основном остаются в той же самой группе по уровню дохода, где они и были — из нижних 20% процентов по уровню дохода 60% людей так и остаются на таком уровне, а в группе с максимальным доходом 70% остаются на этом же уровне.

Как считают эксперты ОЭСР, страны должны проводить политику, которая даст шанс на успех каждому человеку. В качестве мер, стимулирующих развитие социальной мобильности, выступают увеличение инвестиций в образование, особенно в раннем возрасте, здравоохранение и семейную политику. Доступ к качественному, доступному жилью и транспорту и улучшение городского планирования также помогают сократить региональные различия и концентрацию неблагополучных домохозяйств в городах. Способствовать повышению социальной мобильности также будут сокращение числа случаев уклонения от уплаты налогов на наследство и подарки, а также разработка прогрессивных систем налогообложения с адекватными ставками и льготами.


Данный доклад является частью более широкой инициативы ОЭСР в области инклюзивного роста — выработанной Рамочной программы действий в области политики, содержащей сводную панель показателей и инструментов политики для устранения неравенства.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
4 сентября 2020
Восстановление открытости Азии: как надлежащие меры политики могут способствовать экономическому подъему
Эксперты Международного валютного фонда представили статью, содержащую прогноз роста экономики Азии на 2021 год и последующий период, а также меры политики для экономического подъема стран этого региона.
Статьи
25 октября 2018
Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития

В статье Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева, опубликованной в журнале «Вопросы экономики», анализируются задачи экономической политики России на 2018–2024 гг., в частности в области образования и науки, здравоохранения, социальной политики, технологий, финансов и экспорта.


Исследования
4 сентября 2022
Глобальное исследование настроений работников, 2022 г.

В исследовании на основе опроса работников различных отраслей, проведенного консалтинговой компанией PwC, рассматриваются актуальные тренды на рынке труда.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
«Зелёная» энергетика vs устойчивая энергетика

В экспертном заключении основное внимание уделено противоречию между концепциями «зелёной» энергетики и устойчивой энергетики. Показаны преимущества второй концепции развития энергетической отрасли, ориентированной на критерии: надёжности энергоснабжения; энергоэффективности и экологической безопасности. Обоснована целесообразность ускоренного развития в России рынка газомоторного топлива. Сформулированы рекомендации для профильных органов государственного и муниципального управления, а также для организаций, работающих в энергетической отрасли.