Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Роль государственно-частных партнёрств в развитии инфраструктуры

Исследования
11 декабря 2018

Высокая значимость государственно-частных партнёрств (ГЧП) при реализации инфраструктурных проектов, по мнению экспертов Международного банка реконструкции и развития Группы Всемирного банка (МБРР-ВБ), подкрепляется наличием самостоятельного законодательства и регулирующего эту сферу института в более чем 70% случаев (средний показатель по группам стран) и постоянным развитием нормативно-правовой базы. В отчёте представлен сравнительный анализ системы реализации инфраструктурных проектов с использованием ГЧП по 135 отдельным странам и 7 регионам по следующим направлениям:

  • подготовка проектов;
  • стадия заключения сделки;
  • сопровождение контрактов;
  • рассмотрение незапрошенных предложений (заявок на участие в тендере, которые компании подают самостоятельно, а не в ответ на запрос от государства).

МБРР-ВБ раскрывает потенциал для дальнейшего улучшения нормативно-правового регулирования ГЧП для подавляющего большинства анализируемых государств. К тому же, анализ выявляет прямую зависимость результатов от уровня доходов: чем выше уровень доходов в странах региональной группы, тем выше эффективность сотрудничества государств и частного бизнеса, которая широко варьируется от региона к региону. Наихудшие результаты по всем группам стран представляются направлениями «подготовка проектов» и «сопровождение контрактов», которые к тому же являются наиболее сложными сферами в части внедрения практик, обеспечивающих прозрачность функционирования сферы.


Открытость и прозрачность в течение всего жизненного цикла инфраструктурного проекта в рамках ГЧП крайне важны для максимизации показателей эффективности проекта и оптимизации социально-экономических результатов. Наличие публичного доступа к информации о проектах обеспечивает прогнозируемость, формирует общественное доверие к ГЧП, снижает коррупционные риски, способствует сбалансированности интересов частных инвесторов и общества. Более того, прозрачность может быть достигнута посредством раскрытия информации на всех стадиях реализации инвестиционных программ.


Уверенно высокий уровень прозрачности отмечен на стадии заключения сделки, однако на стадии подготовки тендерная документация находится в публичном доступе лишь в 60% случаев, а информация о ходе и результатах строительства представлена общественности, в среднем, лишь в 12% случаев. Учитывая вышеизложенное и прочие факты, упомянутые в отчёте, эксперты МБРР-ВБ подчёркивают необходимость усиления прозрачности ГЧП как в отдельных регионах, так и во всём мире.

Данная публикация размещена в Информационно-аналитической системе Росконгресс по рекомендации экспертного сообщества Фонда Росконгресс.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
10 марта 2022
Государственно-частное партнерство как модель развития публичной инфраструктуры

Статья посвящена научному обоснованию закономерности возникновения государственно-частного партнёрства как одной из форм сотрудничества государства и частных лиц, нацеленного на решение важных социально-экономических задач.

Статьи
6 сентября 2018
Подарок городу

Бизнесмен c Сахалина решил построить на «дальневосточном гектаре» торгово-развлекательный центр.


Экспертное мнение
5 октября 2021
Инвестиционная инфраструктура: идея создания инвестиционного арбитража БРИКС набирает обороты

Достаточно времени прошло с запуска масштабной реформы третейского разбирательства в России. За это время произошло много изменений и уже можно наблюдать первые итоги. Увеличение количества межгосударственных инвестиционных споров с участием России, необходимость совершенствования защитных механизмов инвестиций обуславливают важность создания нового арбитражного института и внедрение новых правовых инструментов на уровне БРИКС. В статье исследуется причины инициативы и потенциальные выгоды для стран — участников.