Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Подготовка кадров со средним профессиональным образованием».
Автор: Ржохин Антон Александрович, аспирант базовой кафедры биоэкономики и продовольственной безопасности Дальневосточного федерального университета
Начало XXI века негативно сказалось на системе среднего профессионального образования сокращение или отсутствие рабочих мест для выпускников, возрастающая популяризация профессий высшего образования, высокая доля автономности, без достаточной материальной базы и прочее. Как результат обучения в техникум и колледжах становилось все менее востребованным, что повлекло за собой сокращение рабочих мест, переориентирование учебных площадей под коммерческую деятельность и уход части преподавателей в другие сферы деятельности. Все это повлекло за собой и общее снижение качества образования, и отрицательное восприятие данного вида профессионального образования среди потенциальных абитуриентов и их родителей.
Опираясь на федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование относится к категории «профессиональное образование», наряду с начальным профессиональным образованием, средним профессиональным образованием (СПО), высшим образованиме (ВО), а также послевузовским образованием, включающее подготовку в аспирантуре и в докторантуре.[1] В настоящее время в России средне-профессиональное образование реализуется в двух типах средне-специальных учебных заведениях колледж, реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки, или в техникум (училище) реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки.
Однако, современные вызовы, диктуемые темпами и принципами развития экономики, ставят перед системой образования новые задачи. В частности, возрастает потребность в обучении профессионалов новой формации но со средним профессиональным образованием. Потребность в определении траектории развития учреждений среднего профессионального образования была обозначена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где было введено понятие " Профессиональный стандарт характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции«, то есть определены навыки, умения, знания и компетенции необходимые выпускникам для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей в рамках полученной квалификации после выпуска.[2].
Очень точно данную задачу отметил в своем выступлении первый заместитель Министра просвещения Д.Е.Глушко «Современный колледж это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам СПО, в колледжах России свыше 2 млн человек проходят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования....».
В подтверждении этого так же можно отметить все более ярко проявляющуюся за последние 10 лет в России, тенденцию к развороту системы образования в сторону средне-профессионального образования в том числе и за счет планомерных, постоянных и полномасштабных мер государственной поддержки. Современное позиционирование среднего профессионального образования это возможность получения быстрых навыков и за счет этого более ранний вход в профессиональную деятельность. При этом в стабильную, востребованную и зачастую хорошо оплачиваемую.
В какой-то степени наблюдается повторение опыта советского времени, когда рабочие профессии, а за счет этого и учебные места в техникумах, были востребованы и популярны при этом существовала возможность продолжить свое обучения в рамках получения высшего образования, но в ускоренном режиме и без отрыва от работы.
Одно из направлений курса развития современной России это построение инновационной экономики, которая невозможен без восстановления утерянного промышленного потенциала. А это в свою очередь требует наличия обученных рабочих кадров, способных в сжатые сроки овладеть необходимыми навыками знаниями, знаниями, умениями и компетенциями для осуществления профессиональной деятельности. Осознавая особую важность данной проблемы, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 376 от 31 июля 2020 года «Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации» (https://docs.edu.gov.ru/document/bd27ab4612355b586dedd665e586c469/) было создано отдельное ведомственное подразделение, ориентированное на продолжение реализации программ по реструктуризации, модернизации и переформирование системы СПО под новые требования. Помимо этого, можно отметить ряд других изменений, направленных на создание системы среднего профессионального образования нового образца, в том числе:
• реорганизация Института развития профессионального образования (ранее Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования), основной деятельностью которого является сопровождение деятельности базовых профессиональных образовательных организаций; [3]
• для развития экономической отрасли, при поддержке Центрального банка РФ и Ассоциации финансовой грамотности, а так же при участии крупных промышленных предприятий как ПАО ГМК «Норильский никель», ПАО «Ростелеком», ПАО «Челябинский трубопрокатный завод», Центрального банка РФ и др. был создан совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров;
• была разработана и запущена «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», которая показала свою высокую эффективность, была признана успешно и была пролонгирована новой программой до 2030 года.
Поскольку реализация поставленных задач требует большого объёма финансирования самого разного характера: внутренние возможности организации, использование средств из регионального или федерального бюджета, а так же привлечение частных инвесторов.
В рамках данной Стратегии предусмотрена реализация таких ключевых направлений развития, как:
• повышение квалификации работников системы среднего профессионального образования возможно в двух направлениях: для педагогических работников это развитие профессиональных компетенций при участии Академии Ворлдскиллс России, а для практиков предусмотрено получение педагогических навыков и умений при участии Российского государственного профессионально-педагогического университета;
• формирование нового ландшафта сети организаций, осуществляющих деятельность в рамках обучения по программам среднего профессионального образования: как общее повышение уровеня материально-технического снабжения техникумов и колледжей, так открытие новых и переоснащение старых мастерских (в том числе и в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы»;
• кроме повышения уровня материально-технической базы, планируется открытие местных инновационных предприятий или производственных участков. Одной из задач данного направления является предоставление возможности и сотрудникам, и ученикам техникумов и колледжей совмещать учебную и трудовую деятельность, что позволит повысить финансовую устойчивость и организации в том числе. При этом не исключается и перспектива научно-исследовательской практической работы на данных инновационных участках.
Кроме этого, одна из поставленных задач это обеспечение эффективного, с определенной долей автономности, существования заведений среднего профессионального образования без приоритетной поддержки государства после завершения реализации данной Стратегии. Этого можно достигнуть за счет создания прочных взаимосвязей между различными региональными предприятиями и местными учебными заведениями.
В настоящее время данное взаимодействие зачастую носит ограниченный характер, когда на фоне прочной взаимосвязи «предприятие-работодатель учебное заведение» происходит переработка учебной программы под конкретные требования. При этом, не всегда заказчик может обеспечить рабочими местами всех выпускников и возникает конфликт между имеющимися и необходимыми знаниями.
Подготовка кадров под конкретные рабочие места допустима только в случаи реализации грантового или инвестиционного проекта, или при долгосрочной потребности в специалистах с конкретными навыками и умениями на условиях предоставления рабочих мест всем желающим выпускникам. При этом особое внимание следует уделять разработке новых, инновационных программ, отвечающим современным вызовам и требованиям.
Рекомендации для органов государственной и муниципальной власти.
Исходя их выдвигаемых к современному профессиональному образованию требований и опираясь на государственную политику развития следует обратить внимание на:
1. Создание «коммуникационной сети» между работодателями и обучающими организациями. Для нивелирования «монополии на стандарт образования», что ведет к появлению на рынке труда специалистов недостаточной общепрофессиональной квалификации, но при этом обладающих узкоспециализированными не актуальными навыками и умениями.
2. Организация рабочих площадок или квот на предприятиях для студентов и сотрудников образовательных учреждений. Это позволит как студентам, так и сотрудникам отрабатывать свои теоретические навыки на практике в реальных условиях, а не в мастерских что более эффективно скажется на образовательном процессе.
3. Привлечение молодых кадров в систему средне-профессионально образования. За счет данного решения можно решить как проблемы с построением коммуникации «преподаватель студент» (за счет лучшего взаимопонимания), так и улучшить образовательный процесс инновационными решениями и подходами.
4. Создание более комфортных условий для получения высшего образования трудоустроенным по специальности выпускникам техникумов, колледжей, училищ. Следует разработать и предусмотреть больше возможностей получения выпускниками средне-специальных образовательных учреждений высшего образования в том числе и не по профилю рабочей профессии без отрыва от трудовой деятельности. В частности, в дистанционном или ускоренном формате, или же используя ранее применявшийся опыт предоставления отгулов на рабочем месте для учебной деятельности.
Источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст : электронный // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» : URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 17.09.2022).
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Текст : электронный // Гарант.ру, информационно-правовой портал : URL: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 17.09.2022).
3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2020 N 364 «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования». Текст : электронный // Гражданский кодекс Российской Федерации : [сайт]. URL: https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-27072020-n-364/ (дата обращения: 17.09.2022).
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.