Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Среднее профессиональное образование: новое – это хорошо забытое старое?

Экспертное мнение
29 декабря 2022
Среднее профессиональное образование: новое – это хорошо забытое старое?
Дата выхода
29.12.2022
Авторы
Ржохин Антон

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Подготовка кадров со средним профессиональным образованием».

Автор: Ржохин Антон Александрович, аспирант базовой кафедры биоэкономики и продовольственной безопасности Дальневосточного федерального университета

Начало XXI века негативно сказалось на системе среднего профессионального образования — сокращение или отсутствие рабочих мест для выпускников, возрастающая популяризация профессий высшего образования, высокая доля автономности, без достаточной материальной базы и прочее. Как результат — обучения в техникум и колледжах становилось все менее востребованным, что повлекло за собой сокращение рабочих мест, переориентирование учебных площадей под коммерческую деятельность и уход части преподавателей в другие сферы деятельности. Все это повлекло за собой и общее снижение качества образования, и отрицательное восприятие данного вида профессионального образования среди потенциальных абитуриентов и их родителей.

Опираясь на федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование относится к категории «профессиональное образование», наряду с начальным профессиональным образованием, средним профессиональным образованием (СПО), высшим образованиме (ВО), а также послевузовским образованием, включающее подготовку в аспирантуре и в докторантуре.[1] В настоящее время в России средне-профессиональное образование реализуется в двух типах средне-специальных учебных заведениях — колледж, реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой и углубленной подготовки, или в техникум (училище) — реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки.

Однако, современные вызовы, диктуемые темпами и принципами развития экономики, ставят перед системой образования новые задачи. В частности, возрастает потребность в обучении профессионалов новой формации — но со средним профессиональным образованием. Потребность в определении траектории развития учреждений среднего профессионального образования была обозначена в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», где было введено понятие " Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции«, то есть определены навыки, умения, знания и компетенции необходимые выпускникам для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей в рамках полученной квалификации после выпуска.[2].

Очень точно данную задачу отметил в своем выступлении первый заместитель Министра просвещения Д.Е.Глушко «Современный колледж — это передовая площадка, отражающая вызовы времени. Так, помимо студентов по программам СПО, в колледжах России свыше 2 млн человек проходят подготовку по программам профобучения и дополнительного профобразования....».

В подтверждении этого так же можно отметить все более ярко проявляющуюся — за последние 10 лет в России, тенденцию к развороту системы образования в сторону средне-профессионального образования — в том числе и за счет планомерных, постоянных и полномасштабных мер государственной поддержки. Современное позиционирование среднего профессионального образования — это возможность получения быстрых навыков и за счет этого более ранний вход в профессиональную деятельность. При этом в стабильную, востребованную и зачастую хорошо оплачиваемую.

В какой-то степени наблюдается повторение опыта советского времени, когда рабочие профессии, а за счет этого и учебные места в техникумах, были востребованы и популярны — при этом существовала возможность продолжить свое обучения в рамках получения высшего образования, но в ускоренном режиме и без отрыва от работы.

Одно из направлений курса развития современной России — это построение инновационной экономики, которая невозможен без восстановления утерянного промышленного потенциала. А это в свою очередь требует наличия обученных рабочих кадров, способных в сжатые сроки овладеть необходимыми навыками знаниями, знаниями, умениями и компетенциями для осуществления профессиональной деятельности. Осознавая особую важность данной проблемы, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 376 от 31 июля 2020 года «Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации» (https://docs.edu.gov.ru/document/bd27ab4612355b586dedd665e586c469/) было создано отдельное ведомственное подразделение, ориентированное на продолжение реализации программ по реструктуризации, модернизации и переформирование системы СПО под новые требования. Помимо этого, можно отметить ряд других изменений, направленных на создание системы среднего профессионального образования нового образца, в том числе:
• реорганизация Института развития профессионального образования (ранее — Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования), основной деятельностью которого является сопровождение деятельности базовых профессиональных образовательных организаций; [3]
• для развития экономической отрасли, при поддержке Центрального банка РФ и Ассоциации финансовой грамотности, а так же при участии крупных промышленных предприятий как ПАО ГМК «Норильский никель», ПАО «Ростелеком», ПАО «Челябинский трубопрокатный завод», Центрального банка РФ и др. был создан совет по взаимодействию с работодателями в рамках повышения качества подготовки кадров;
• была разработана и запущена «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года», которая показала свою высокую эффективность, была признана успешно и была пролонгирована новой программой до 2030 года.

Поскольку реализация поставленных задач требует большого объёма финансирования самого разного характера: внутренние возможности организации, использование средств из регионального или федерального бюджета, а так же привлечение частных инвесторов.

В рамках данной Стратегии предусмотрена реализация таких ключевых направлений развития, как:
• повышение квалификации работников системы среднего профессионального образования возможно в двух направлениях: для педагогических работников это развитие профессиональных компетенций при участии Академии Ворлдскиллс России, а для практиков предусмотрено получение педагогических навыков и умений при участии Российского государственного профессионально-педагогического университета;
• формирование нового ландшафта сети организаций, осуществляющих деятельность в рамках обучения по программам среднего профессионального образования: как общее повышение уровеня материально-технического снабжения техникумов и колледжей, так открытие новых и переоснащение старых мастерских (в том числе и в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы»;
• кроме повышения уровня материально-технической базы, планируется открытие местных инновационных предприятий или производственных участков. Одной из задач данного направления является предоставление возможности и сотрудникам, и ученикам техникумов и колледжей совмещать учебную и трудовую деятельность, что позволит повысить финансовую устойчивость — и организации в том числе. При этом не исключается и перспектива научно-исследовательской практической работы на данных инновационных участках.

Кроме этого, одна из поставленных задач — это обеспечение эффективного, с определенной долей автономности, существования заведений среднего профессионального образования без приоритетной поддержки государства после завершения реализации данной Стратегии. Этого можно достигнуть за счет создания прочных взаимосвязей между различными региональными предприятиями и местными учебными заведениями.

В настоящее время данное взаимодействие зачастую носит ограниченный характер, когда на фоне прочной взаимосвязи «предприятие-работодатель — учебное заведение» происходит переработка учебной программы под конкретные требования. При этом, не всегда заказчик может обеспечить рабочими местами всех выпускников и возникает конфликт между имеющимися и необходимыми знаниями.

Подготовка кадров под конкретные рабочие места допустима только в случаи реализации грантового или инвестиционного проекта, или при долгосрочной потребности в специалистах с конкретными навыками и умениями — на условиях предоставления рабочих мест всем желающим выпускникам. При этом особое внимание следует уделять разработке новых, инновационных программ, отвечающим современным вызовам и требованиям.

Рекомендации для органов государственной и муниципальной власти.

Исходя их выдвигаемых к современному профессиональному образованию требований и опираясь на государственную политику развития следует обратить внимание на:

1. Создание «коммуникационной сети» между работодателями и обучающими организациями. Для нивелирования «монополии на стандарт образования», что ведет к появлению на рынке труда специалистов недостаточной общепрофессиональной квалификации, но при этом обладающих узкоспециализированными не актуальными навыками и умениями.

2. Организация рабочих площадок или квот на предприятиях для студентов и сотрудников образовательных учреждений. Это позволит как студентам, так и сотрудникам отрабатывать свои теоретические навыки на практике в реальных условиях, а не в мастерских — что более эффективно скажется на образовательном процессе.

3. Привлечение молодых кадров в систему средне-профессионально образования. За счет данного решения можно решить как проблемы с построением коммуникации «преподаватель студент» (за счет лучшего взаимопонимания), так и улучшить образовательный процесс инновационными решениями и подходами.

4. Создание более комфортных условий для получения высшего образования трудоустроенным по специальности выпускникам техникумов, колледжей, училищ. Следует разработать и предусмотреть больше возможностей получения выпускниками средне-специальных образовательных учреждений высшего образования — в том числе и не по профилю рабочей профессии — без отрыва от трудовой деятельности. В частности, в дистанционном или ускоренном формате, или же используя ранее применявшийся опыт предоставления отгулов на рабочем месте для учебной деятельности.

Источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Текст : электронный // Электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» : — URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 17.09.2022).
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». — Текст : электронный // Гарант.ру, информационно-правовой портал : — URL: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения: 17.09.2022).
3. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2020 N 364 «О внесении изменений в устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов профессионального образования». — Текст : электронный // Гражданский кодекс Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://gkrfkod.ru/zakonodatelstvo/prikaz-minprosveshchenija-rossii-ot-27072020-n-364/ (дата обращения: 17.09.2022).


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
3 июня 2019
Школа vs жизнь

Как получить максимум от школьного образования.


Статьи
13 июня 2022
Кадровый резерв

В каких дисциплинах российские школьники и студенты достигают лучших результатов и почему это важно для экономики.

Исследования
29 мая 2020
Варианты поддержки доходов и официальной занятости во время COVID-19

В обзоре МВФ рассматриваются варианты смягчения воздействия пандемии COVID-19 на занятость населения. Первоочередной задачей является сохранение рабочих мест и обеспечение дохода уволенных работников, что требует краткосрочных субсидий и политики страхования. По мере осуществления этой деятельности растущую роль должны играть субсидии по заработной плате и при найме.