Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета»

Исследования
16 октября 2020
Московский международный рейтинг вузов «Три миссии университета»
Источник
Дата выхода
27.08.2020
Открыть PDF

Московский международный рейтинг вузов — академический рейтинг, который впервые оценивает все три ключевые миссии университета, а именно образование, науку и взаимодействие с обществом. Рейтинг использует целый ряд новых критериев, рассчитываемых по объективным данным, и исключает субъективные репутационные опросы.

Формирование рейтинга инициировано Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением Президента России В. В. Путина. Оператор рейтинга — Ассоциация составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности (АСР), членами которой являются ведущие рейтинговые и исследовательские центры. Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Поддержку проекта осуществляет компания Clarivate Analytics, являющаяся поставщиком данных и метрик из InCites и Global Institutional Profiles Project (GIPP).

В 2020 году рейтинг «Три миссии университета» охватил все университеты, позиционирующиеся на международном поле высшего образования. В топ-1500 рейтинга вошли университеты из 97 стран мира.

Лидеры отечественной высшей школы улучшили положение в топ-100: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова занял 21-е место, поднявшись за год на одну позицию, Санкт-Петербургский государственный университет занял 40-е место против 41-го места годом ранее, а МФТИ поднялся сразу на пять мест и расположился на 46-й позиции.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

В топ-30 по критерию «Образование» вошли 13 вузов из Европы (в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова) и 13 из США, еще два из Китая и по одному из Японии и Гонконга.

Среди европейских университетов наилучшие образовательные результаты показали Кембридж, École Polytechnique (Франция) и МГУ им. М. В. Ломоносова (Россия), а из североамериканских университетов наиболее высокую оценку получили MIT и Гарвард.

Американские вузы из рейтинга лучше финансируются: на одного студента приходится в 3,6 раза больше средств, чем на одного обучающегося в топовых университетах Европы. В то же время наиболее явное преимущество Старого Света — кадровая обеспеченность университетов. Так, в лучших европейских вузах на одного студента приходится 0,22 сотрудника, а в США — 0,19. Кроме того, студенты из Европы де-факто более конкурентоспособны: они выступают на престижных международных олимпиадах в 3,8 раза успешнее своих американских сверстников.

Еще четыре лучших вуза из топ-30 субрейтинга «Образование» находятся в Азии — это Shanghai Jiao Tong University (университет Цзяотун в Шанхае) и Peking University (университет Пекина; оба — Китай), University of Tokyo (Япония) и The Chinese University of Hong Kong (Гонконг).

Уровень образования зависит от соотношения количества студентов и преподавателей. В России на одного преподавателя приходится 9 студентов, столько же в Германии и Китае. Это чуть лучше, чем в Великобритании (11 студентов на одного сотрудника), но хуже, чем в Америке. Там на одного преподавателя — 8 студентов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-strategiya-na-budushchee/search/#00:52:26.495

В топ-30 по науке больше всего университетов из США, Канады, Великобритании и Австралии. А среди стран, где государственный язык не английский, в тридцатку вошел один Технион — израильский технологический университет в городе Хайфа.

Ведущие позиции университетов США в субрейтинге «Наука» базируются на двух факторах — это объем финансирования научно-исследовательских работ, а также цитирование публикаций. Так, американские вузы привлекают на научные исследования в 2,2 раза больше средств, чем немецкие вузы, и в 2,5 больше, чем японские, а отрыв от университетов Великобритании еще более заметен — США превосходят конкурентов из этой страны в 3,9 раза. Среди двухсот лучших вузов по нормализованной цитируемости научных публикаций США представлены 65 университетами, тогда как следующая за Штатами Великобритания — лишь 27 университетами. В целом научные публикации американских вузов — участников рейтинга цитируются в среднем в 1,3 раза лучше среднемирового уровня.

Россия улучшает свои позиции: в прошлом году в топ-100 по науке не было ни одного отечественного вуза, в этом году туда вошел МГУ им. М. В. Ломоносова и занял 100-е место.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-rossiyskoe-obrazovanie-globalnaya-konkurentosposobnost-i-eksportnyy-potentsial/search/#01:03:43.615

В топ-30 по критерию «Университет и общество» вошли вузы из США, Канады, Мексики, Бразилии, России, Великобритании, Японии, Китая, Гонконга, Тайваня и Австралии.

Результаты оценки «третьей миссии» университетов в 2020 году претерпели значительные изменения по сравнению с 2019 годом. Во-первых, в систему показателей рейтинга впервые был включен критерий «Транспарентность», измеряющий информационную открытость университетов. Во-вторых, группа критериев «Университет и общество» стала первой, на чьей оценке уже сказалась пандемия. В свою очередь, группы «Образование» и «Наука» еще не успели отреагировать на внезапные ограничения из-за коронавируса (например, показатели академической мобильности поступают в рейтинги с задержкой, т. е. носят ретроспективный характер).

Критерий, на который пандемия оказала наибольшее влияние, — размер интернет- аудитории сайта вуза. Всего за год этот параметр драматично снизился: среднемировой показатель упал с 0,054 до 0,037 в расчете на один вуз (измеряется в промилле от мировой интернет-аудитории). Очень заметным стало падение посещаемости в странах, считающихся наиболее привлекательными для иностранных студентов, — Великобритании (—46%), Швейцарии (—41%), Австралии (—23%). В США падение составило 36%, а единственным значительно нарастившим аудиторию университетом стал John Hopkins University.

При этом интерес к онлайн-образованию вырос. Количество открытых онлайн-курсов, которые вузы размещают на крупнейших глобальных платформах, за год выросло с 3,5 до 5,3 в среднем по участникам рейтинга. При этом Россия увеличила число курсов на 77%, США — на 71%.

Видео: https://roscongress.org/sessions/plan-deystviy-po-uluchsheniyu-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-rossii/search/#01:01:01.311

Россия достойно смотрится на мировом фоне. К активам отечественных вузов причисляют качество образования, обеспеченность студентов научно-педагогическими кадрами, а также уровень развития коммуникаций между университетами и обществом.

По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию (на одного обучающегося в вузах России, Германии и Китая приходится 0,11 сотрудника, в Великобритании — 0,09).

Показатели, относящиеся к «третьей миссии», стали в 2020 году важным подспорьем для роста российских вузов в рейтинге 2020 года. Наибольшего прогресса Россия достигла по двум показателям — количеству массовых открытых онлайн-курсов (МООК) и размеру интернет-аудитории сайтов.

Всего за год прирост количества МООК на платформах Coursera и edX у российских вузов составил 77%. Наибольший вклад в увеличение представленности российских вузов внесли НИУ ВШЭ, СПбГУ и МФТИ. При этом размещает курсы на упомянутых американских платформах только каждый восьмой российский вуз (11,9%). Этот показатель практически идентичен среднемировому (11,8%).

Неожиданно динамичный рост в 2020 году российские вузы продемонстрировали по критерию, значение которого почти во всех странах мира снизилось. Это показатель «Размер интернет-аудитории сайта», определяемый по данным Alexa, авторитетного источника в области веб-аналитики. Так, в 2020 году аудитория сайтов российских вузов выросла на 69%, что явилось беспрецедентным результатом на фоне общемировой тенденции к сокращению аудитории сайтов университетов.

Видео: https://roscongress.org/sessions/universitetskoe-obrazovanie-v-menyayushchemsya-mire/search/#01:13:29.599

Рейтинг позволил объективно оценить конкурентные позиции российского образования, выявить его преимущества и недостатки.

По объемам финансирования российские вузы уступают зарубежным конкурентам: на одного студента в России приходится в 4 раза меньше средств, чем в США, и в 2 раза меньше, чем в Китае.

По сравнению с рейтингом прошлого года соотношение научно-педагогический работник (НПР) / студент в среднем по России снизилось, что является следствием государственной политики по оптимизации кадров в образовательной сфере. Снижение обеспеченности студентов преподавателями — тревожный сигнал для отечественной высшей школы. Если наблюдаемая динамика сохранится, то возможно снижение позиций России в академических рейтингах.

С научной миссией российские вузы справляются менее успешно, чем с образовательной. Согласно базе Web of Science Core Collection, цитируемость российских вузов в 2,5 раза меньше, чем у университетов стран — лидеров по этому параметру. Это результат за четырехлетний период, во время которого государство активно понуждало университеты наращивать количество публикаций в престижных зарубежных изданиях и добиваться высокой цитируемости научных работ. Однако мирового успеха Россия здесь не достигла: в пересчете на одну предметную область показатель нормализованной цитируемости в среднем по России составил 0,48, тогда как у США — 1,21, у Канады — 1,24.

В плане развития коммуникаций университета и общества России также есть еще над чем работать: так, по активности в соцсетях российские вузы сегодня могут быть отнесены к аутсайдерам. Среднее количество подписчиков в социальных сетях у российских участников рейтинга составляет всего 30 тыс. человек, тогда как среднее значение по всему рейтингу — 183 тыс. подписчиков.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eksport-rossiyskogo-obrazovaniya-novye-vyzovy-i-strategiya-na-budushchee/search/#00:52:26.495

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Образование, FriendsforLeadership и Цифровизация, посвященных развитию образования, а также реализации молодежной политики.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
9 октября 2020
Дорожная карта форума пациент-ориентированных инноваций
Дорожная карта с перечнем изменений, необходимых для достижения цели быстрого развития инноваций в здравоохранении, подготовлена Всероссийским союзом пациентов в рамках Форума пациент-ориентированных инноваций.
Исследования
26 марта 2018
Что может или не может (пока) сделать искусственный интеллект для вашей компании?

В статье раскрывается понятие искусственного интеллекта как «отдаляющейся цели», его основные недостатки и способы их нивелирования для того, чтобы оставаться в числе технологических лидеров будущего.


Исследования
16 октября 2020
Российский автомобильный рынок. Итоги 2019 года и перспективы

Эксперты PwC приводят в своем исследовании основные данные, характеризующие текущее состояние автомобильного рынка России, а также дают прогнозы его развития. В качестве одного из ключевых трендов подробно рассматривается процесс цифровизации продаж легковых автомобилей и связанные с этим обстоятельства.