Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Культура и экономика: взаимное опыление

Экспертное мнение
29 декабря 2022

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Социокультурное развитие регионов».

Автор: Якименко Ольга Александровна, руководитель проектов устойчивого развития и интернет-технологий Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (МЦСЭИ «Леонтьевский центр»)

На протяжении веков города были центрами инноваций и катализаторами прогресса. Они стимулируют творчество, обеспечивают благосостояние, способствуют социальному развитию и используют человеческие и технологические ресурсы, что в конечном итоге приводит к безусловным экономическим и социальным выгодам.

Культура лежит в основе городского развития, о чем свидетельствуют как материальное, так и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, исторические центры городов и яркие культурные учреждения, такие как музеи, библиотеки, концертные залы, оперные театры и т.д. Эти черты отличают города и делают их привлекательными как для жителей, так и для гостей. Без культуры не существовало бы городов как ярких жизненных пространств. По своей сути города были сформированы человеческим творчеством, став центрами идей, взаимодействия, инноваций и знаний, которые объединяют людей разного происхождения — часто посредством миграции и торговли — для обмена, инноваций и творчества.

По прогнозам, к 2030 году примерно 60% населения мира будет жить в городах, что потребует значительных инвестиций в планирование, инфраструктуру, предоставление услуг и местное экономическое развитие для поддержания роста населения. Культура и творчество обеспечивают городам важную стартовую площадку для более эффективного реагирования на основные вызовы, с которыми они сталкиваются и будут сталкиваться, такие как нынешний глобальный кризис, здравоохранение, экономический спад, изменение климата и воздействие на окружающую среду, демографический рост и социальная напряженность.

Пандемия COVID-19 выявила важность городов для культурного и творческого обмена и производства. Пандемия затрагивает всю творческую цепочку создания стоимости и значительно ослабляет экономический статус экспертов, занятых в области культуры во всем мире. Культурные учреждения и объекты всемирного наследия сильно пострадали от изоляции и ограничений на поездки, что сказалось на сообществах, которые зависят от этих мест как источника средств к существованию.

Многие проекты в области творческих индустрий также были остановлены, что имело важные последствия для социальной и культурной жизни сообществ по всему миру. Перед лицом текущих глобальных вызовов, включая устойчивое управление растущей урбанизацией, борьбу с климатическим кризисом, содействие экономическому и социальному прогрессу и реагирование на пандемию COVID-19, понимание возможностей творческих индустрий в содействии возрождению городов, раскрытие возможностей для местного экономического развития, и обеспечение социальной интеграции является ключевым фактором. Культура и творчество играют решающую роль для городов в обеспечении тройных преимуществ — пространственных, экономических и социальных.

В социальном плане культура и творчество объединяют городские сообщества посредством:
• обеспечения социальной сплоченности на уровне района и предоставления творческим сетям возможности формировать и продвигать инновации, а также служить основой для постконфликтного примирения и устойчивого восстановления;
• содействия интеграции за счет создания возможностей для тех, кто часто социально и экономически изолирован. Творческие индустрии также играют центральную роль в укреплении туристических направлений и экономического воздействия туризма в городах.

Культурные и творческие индустрии, включающие искусство и ремесла, рекламу, дизайн, развлечения, архитектуру, книги, средства массовой информации и программное обеспечение, стали жизненно важной силой в ускорении человеческого развития. Они дают людям возможность взять на себя ответственность за собственное развитие и стимулируют инновации, которые могут способствовать инклюзивному устойчивому росту. При правильном развитии креативная экономика может стать источником структурных экономических преобразований, социально-экономического прогресса, создания рабочих мест и инноваций, способствуя при этом социальной интеграции и устойчивому человеческому развитию.

Города, которые эффективно позволили культуре и творчеству внести свой вклад в свое городское и местное социально-экономическое развитие, являются творческими городами. Это места, где культура, искусство, разнообразные творческие проекты и воображение развиваются и процветают, способствуюя устойчивому городскому развитию и инклюзивному росту. Эти активы служат источником инноваций и уникальности и, как правило, представляют собой экосистему отдельных лиц, организаций и фирм, охватывающую государственный и частный секторы и включающую художников, специалистов в области культуры и цепочки создания стоимости, частью которых они являются.

Важно отметить, что креативные индустрии не могут быть директивно спущены на территорию, они требуют определенной среды и команды. В первую очередь, речь идет о территории, где люди объединены одной идеей и работают вместе, и где проекты возникают за счет творческого взаимодействия, опираясь на местное сообщество и ресурсы. За каждым грандиозным проектом стоят талантливые и творческие люди, носители культуры и традиций, тонко чувствующие и воплощающие аутентичность и привлекательность территории. В этом смысле Дальний Восток — уникальный самобытный регион, который хранит традиции и культуру малочисленных народов. Основной проблемой развития Дальнего Востока, безусловно, является удаленность как от центра России, так и между регионами, и внутри самих регионов, создающая угрозу оттока населения и запустения территории. Совсем недавно, в 2021 году, благодаря Даши Намдакову, всемирно известному скульптору, заслуженному художнику России в Забайкальском крае появился кейс создания невероятного проекта — нового места притяжения, сочетающего культуру, традиции, самобытность, рабочие места, экономику, туризм и устойчивое развитие.

Ленд-арт парк «Тужи» (сосновый бор — по-бурятски) находится в двух километрах от села Укурик в живописнейшем месте, где маленькая горная речка Нэмтэй впадает в полноводную реку Хилок в долине окруженной безбрежной тайгой. Сегодня удаленные от больших городов населенные пункты все чаще превращаются в деревни-призраки. Так и родная деревня семьи Даши Намдакова — Укурик — не стала исключением. Деревня почти исчезла, чему способствовал ряд причин, в том числе и отсутствие транспортной доступности. Важно было сохранить традиции и наследие предков, создать рабочие места и остановить отток коренных жителей. Заручившись поддержкой правительства и министерства культуры Забайкальского края, с помощью друзей и спонсоров, а также при участии жителей соседних деревень, практически за год, замысел удалось реализовать.

Цель создания парка «Тужи» в Забайкалье и его миссия связаны с государственной политикой поддержки национальной культуры традиционного населения края, с желанием популяризировать самобытное творчество во всех его проявлениях, а также общими силами возродить село, сохранив традиционный дух местности. Уникальность этнического колорита и природных красот делает «Тужи» популярным среди жителей края и гостей.

Достопримечательностью «Тужи» является парк деревянных скульптур, выполненных Даши Намдаковым, а также скульпторами и архитекторами из его команды. Архитектурный комплекс парка также включает культурный центр — здание, выполненное в скандинавском стиле, с большим витражом на главном фасаде, мастерскую, ротонду, кафе и ресторан на 80 посадочных мест, большую беседку из обработанных бревен, которая является своего рода смотровой площадкой, где открываются виды на горы и реку Хилок. В 2021 году парк «Тужи» был награжден Международной наградой в области устойчивого развития Green Mobility Award в номинации «Устойчивое развитие территорий».

«Тужи» — то место, которое не хочется покидать. Даши не раз обращает внимание на то, что земля в этих местах уникальна, и его предки не уехали отсюда из-за явного присутствия бурханов, богов вокруг. Поэтому, нельзя коренным народностям далеко отсюда уезжать, чтобы не терять свою связь с корнями. «Для того, чтобы наши потомки были счастливы на этой земле, рождались, получали знание, образование, силы, разлетались по свету и возвращались домой, для этого мы создали вместе с краем этот проект», — подчеркивает знаменитый скульптор.

Этот уникальный опыт может быть и должен масштабирован не только на регионы Дальнего Востока, но и на другие отдаленные регионы Российской Федерации. Важно оказывать подобным проектам комплексную поддержку, включая обеспечение транспортной устойчивой доступности. Из-за дорог очень плохого качества расстояние в 160 км от Читы до парка «Тужи» преодолевается сейчас на автомобиле более, чем за 4 часа, что, безусловно, осложняет логистику и возможности посещения парка. Данную проблему мог бы решить регулярный поезд, на котором могли бы устойчиво перемещаться не только туристы, но и сами жители.

Пример такого успешного решения есть у Горного парка «Рускеала» (Республика Карелия), до которого в 2019 году был запущен ретропоезд «Рускеальский экспресс» по маршруту Сортавала — Рускеала (единственный в России ежедневный маршрут на паровозной тяге). Очаровательные клубы дыма снаружи, атмосфера XIX века внутри. Вагон-ресторан с вкусными калитками и великолепными интерьерами царских времен. Вагоны выполнены в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса».

Горный парк «Рускеала» представляет собой успешную практику рекультивации истощенной заброшенной территории силами малого бизнеса в целях создания привлекательного туристского объекта и устойчивой эффективно функционирующей экотуристической модели развития территории. Основой парка является объект культурного наследия, памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Мрамором Рускеалы облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка. Парк «Рускеала» стал катализатором развития окружающей территории. Местные жители организуют на территории парка туристические услуги, продают сувениры. В поселке сдают туристам дома, оборудуют кемпинги и коттеджи. Первыми гидами парка стали когда-то учителя местной школы. Сегодня среди гидов, инструкторов и сотрудников парка есть их выросшие ученики.

Данные примеры ярко демонстрируют высокий уровень связи культурной деятельности с территорией. Культурный и творческий секторы важны для обеспечения непрерывного развития общества и лежат в основе креативной экономики. Наукоемкие и основанные на индивидуальном творчестве и таланте, они генерируют значительные экономические ресурсы. Что еще более важно, они имеют решающее значение для общего чувства российской идентичности, сохранения культуры и ценностей.

Культура ценна, потому что она делает нас по своей сути людьми.


Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
4 декабря 2020
Глобальное исследование уверенности в работе

Новое исследование Ipsos, проведенное для Всемирного экономического форума с участием более 12 000 работающего взрослого населения из 27 стран, показало, что 54% из них выражают обеспокоенность по поводу возможной потери работы в ближайшие 12 месяцев.

Экспертное мнение
6 сентября 2018
Рыба ищет, где глубже, а человек ищет, где рыба

Малый и средний бизнес — основа экономики развитых стран — в России пока занимает весьма скромное место. Президент Московской школы управления «СКОЛКОВО» Андрей Шаронов рассуждает о том, как россияне относятся к предпринимательству, а предприниматели — к государству, чем лидер отличается от начальника и почему нельзя работать «в режиме завода».


Исследования
18 августа 2017
Соблюдение прав человека в бизнесе// Точка зрения руководителей

Целью исследования КПМГ является помощь руководителям компаний понять и использовать на практике существующие наработки для выявления и устранения нарушений прав человека.

Экспертное мнение
24 мая 2018
«Бизнес – это соревнование управленческих систем»

Питер Штром, вице-президент по операционной деятельности Института Адизеса, рассказал о том, как меняется российский менеджмент, что мотивирует сотрудников и к чему приведет развитие технологий, в интервью службе информации Фонда Росконгресс.