Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2022 «Социокультурное развитие регионов».
Автор: Якименко Ольга Александровна, руководитель проектов устойчивого развития и интернет-технологий Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» (МЦСЭИ «Леонтьевский центр»)
На протяжении веков города были центрами инноваций и катализаторами прогресса. Они стимулируют творчество, обеспечивают благосостояние, способствуют социальному развитию и используют человеческие и технологические ресурсы, что в конечном итоге приводит к безусловным экономическим и социальным выгодам.
Культура лежит в основе городского развития, о чем свидетельствуют как материальное, так и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, исторические центры городов и яркие культурные учреждения, такие как музеи, библиотеки, концертные залы, оперные театры и т.д. Эти черты отличают города и делают их привлекательными как для жителей, так и для гостей. Без культуры не существовало бы городов как ярких жизненных пространств. По своей сути города были сформированы человеческим творчеством, став центрами идей, взаимодействия, инноваций и знаний, которые объединяют людей разного происхождения часто посредством миграции и торговли для обмена, инноваций и творчества.
По прогнозам, к 2030 году примерно 60% населения мира будет жить в городах, что потребует значительных инвестиций в планирование, инфраструктуру, предоставление услуг и местное экономическое развитие для поддержания роста населения. Культура и творчество обеспечивают городам важную стартовую площадку для более эффективного реагирования на основные вызовы, с которыми они сталкиваются и будут сталкиваться, такие как нынешний глобальный кризис, здравоохранение, экономический спад, изменение климата и воздействие на окружающую среду, демографический рост и социальная напряженность.
Пандемия COVID-19 выявила важность городов для культурного и творческого обмена и производства. Пандемия затрагивает всю творческую цепочку создания стоимости и значительно ослабляет экономический статус экспертов, занятых в области культуры во всем мире. Культурные учреждения и объекты всемирного наследия сильно пострадали от изоляции и ограничений на поездки, что сказалось на сообществах, которые зависят от этих мест как источника средств к существованию.
Многие проекты в области творческих индустрий также были остановлены, что имело важные последствия для социальной и культурной жизни сообществ по всему миру. Перед лицом текущих глобальных вызовов, включая устойчивое управление растущей урбанизацией, борьбу с климатическим кризисом, содействие экономическому и социальному прогрессу и реагирование на пандемию COVID-19, понимание возможностей творческих индустрий в содействии возрождению городов, раскрытие возможностей для местного экономического развития, и обеспечение социальной интеграции является ключевым фактором. Культура и творчество играют решающую роль для городов в обеспечении тройных преимуществ пространственных, экономических и социальных.
В социальном плане культура и творчество объединяют городские сообщества посредством:
• обеспечения социальной сплоченности на уровне района и предоставления творческим сетям возможности формировать и продвигать инновации, а также служить основой для постконфликтного примирения и устойчивого восстановления;
• содействия интеграции за счет создания возможностей для тех, кто часто социально и экономически изолирован. Творческие индустрии также играют центральную роль в укреплении туристических направлений и экономического воздействия туризма в городах.
Культурные и творческие индустрии, включающие искусство и ремесла, рекламу, дизайн, развлечения, архитектуру, книги, средства массовой информации и программное обеспечение, стали жизненно важной силой в ускорении человеческого развития. Они дают людям возможность взять на себя ответственность за собственное развитие и стимулируют инновации, которые могут способствовать инклюзивному устойчивому росту. При правильном развитии креативная экономика может стать источником структурных экономических преобразований, социально-экономического прогресса, создания рабочих мест и инноваций, способствуя при этом социальной интеграции и устойчивому человеческому развитию.
Города, которые эффективно позволили культуре и творчеству внести свой вклад в свое городское и местное социально-экономическое развитие, являются творческими городами. Это места, где культура, искусство, разнообразные творческие проекты и воображение развиваются и процветают, способствуюя устойчивому городскому развитию и инклюзивному росту. Эти активы служат источником инноваций и уникальности и, как правило, представляют собой экосистему отдельных лиц, организаций и фирм, охватывающую государственный и частный секторы и включающую художников, специалистов в области культуры и цепочки создания стоимости, частью которых они являются.
Важно отметить, что креативные индустрии не могут быть директивно спущены на территорию, они требуют определенной среды и команды. В первую очередь, речь идет о территории, где люди объединены одной идеей и работают вместе, и где проекты возникают за счет творческого взаимодействия, опираясь на местное сообщество и ресурсы. За каждым грандиозным проектом стоят талантливые и творческие люди, носители культуры и традиций, тонко чувствующие и воплощающие аутентичность и привлекательность территории. В этом смысле Дальний Восток уникальный самобытный регион, который хранит традиции и культуру малочисленных народов. Основной проблемой развития Дальнего Востока, безусловно, является удаленность как от центра России, так и между регионами, и внутри самих регионов, создающая угрозу оттока населения и запустения территории. Совсем недавно, в 2021 году, благодаря Даши Намдакову, всемирно известному скульптору, заслуженному художнику России в Забайкальском крае появился кейс создания невероятного проекта нового места притяжения, сочетающего культуру, традиции, самобытность, рабочие места, экономику, туризм и устойчивое развитие.
Ленд-арт парк «Тужи» (сосновый бор по-бурятски) находится в двух километрах от села Укурик в живописнейшем месте, где маленькая горная речка Нэмтэй впадает в полноводную реку Хилок в долине окруженной безбрежной тайгой. Сегодня удаленные от больших городов населенные пункты все чаще превращаются в деревни-призраки. Так и родная деревня семьи Даши Намдакова Укурик не стала исключением. Деревня почти исчезла, чему способствовал ряд причин, в том числе и отсутствие транспортной доступности. Важно было сохранить традиции и наследие предков, создать рабочие места и остановить отток коренных жителей. Заручившись поддержкой правительства и министерства культуры Забайкальского края, с помощью друзей и спонсоров, а также при участии жителей соседних деревень, практически за год, замысел удалось реализовать.
Цель создания парка «Тужи» в Забайкалье и его миссия связаны с государственной политикой поддержки национальной культуры традиционного населения края, с желанием популяризировать самобытное творчество во всех его проявлениях, а также общими силами возродить село, сохранив традиционный дух местности. Уникальность этнического колорита и природных красот делает «Тужи» популярным среди жителей края и гостей.Достопримечательностью «Тужи» является парк деревянных скульптур, выполненных Даши Намдаковым, а также скульпторами и архитекторами из его команды. Архитектурный комплекс парка также включает культурный центр здание, выполненное в скандинавском стиле, с большим витражом на главном фасаде, мастерскую, ротонду, кафе и ресторан на 80 посадочных мест, большую беседку из обработанных бревен, которая является своего рода смотровой площадкой, где открываются виды на горы и реку Хилок. В 2021 году парк «Тужи» был награжден Международной наградой в области устойчивого развития Green Mobility Award в номинации «Устойчивое развитие территорий».
«Тужи» то место, которое не хочется покидать. Даши не раз обращает внимание на то, что земля в этих местах уникальна, и его предки не уехали отсюда из-за явного присутствия бурханов, богов вокруг. Поэтому, нельзя коренным народностям далеко отсюда уезжать, чтобы не терять свою связь с корнями. «Для того, чтобы наши потомки были счастливы на этой земле, рождались, получали знание, образование, силы, разлетались по свету и возвращались домой, для этого мы создали вместе с краем этот проект», подчеркивает знаменитый скульптор.
Этот уникальный опыт может быть и должен масштабирован не только на регионы Дальнего Востока, но и на другие отдаленные регионы Российской Федерации. Важно оказывать подобным проектам комплексную поддержку, включая обеспечение транспортной устойчивой доступности. Из-за дорог очень плохого качества расстояние в 160 км от Читы до парка «Тужи» преодолевается сейчас на автомобиле более, чем за 4 часа, что, безусловно, осложняет логистику и возможности посещения парка. Данную проблему мог бы решить регулярный поезд, на котором могли бы устойчиво перемещаться не только туристы, но и сами жители.
Пример такого успешного решения есть у Горного парка «Рускеала» (Республика Карелия), до которого в 2019 году был запущен ретропоезд «Рускеальский экспресс» по маршруту Сортавала Рускеала (единственный в России ежедневный маршрут на паровозной тяге). Очаровательные клубы дыма снаружи, атмосфера XIX века внутри. Вагон-ресторан с вкусными калитками и великолепными интерьерами царских времен. Вагоны выполнены в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса».
Горный парк «Рускеала» представляет собой успешную практику рекультивации истощенной заброшенной территории силами малого бизнеса в целях создания привлекательного туристского объекта и устойчивой эффективно функционирующей экотуристической модели развития территории. Основой парка является объект культурного наследия, памятник истории заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер. Мрамором Рускеалы облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка. Парк «Рускеала» стал катализатором развития окружающей территории. Местные жители организуют на территории парка туристические услуги, продают сувениры. В поселке сдают туристам дома, оборудуют кемпинги и коттеджи. Первыми гидами парка стали когда-то учителя местной школы. Сегодня среди гидов, инструкторов и сотрудников парка есть их выросшие ученики.
Данные примеры ярко демонстрируют высокий уровень связи культурной деятельности с территорией. Культурный и творческий секторы важны для обеспечения непрерывного развития общества и лежат в основе креативной экономики. Наукоемкие и основанные на индивидуальном творчестве и таланте, они генерируют значительные экономические ресурсы. Что еще более важно, они имеют решающее значение для общего чувства российской идентичности, сохранения культуры и ценностей.
Культура ценна, потому что она делает нас по своей сути людьми.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.