Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Россия и Арктика: to be or not to be

Экспертное мнение
27 декабря 2022
Россия и Арктика: to be or not to be
Дата выхода
27.12.2022
Авторы
Куклина Евгения

Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ПМЭФ-2022 «Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы».

Автор: Куклина Евгения Анатольевна, доктор экономических наук, доцент, профессор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Ответ на вопрос «быть или не быть» в контексте развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) однозначен: быть, и быть навсегда! Уточнения требует, скорее всего, ответ на вопрос: как быть и с кем быть?

Российская Арктика, являющаяся крупнейшей в мире экономической зоной площадью около 5 млн. км2, ассоциируется, прежде всего, с Северным морским путем (СПМ), и уникальным ресурсным потенциалом Арктического региона. Государственная стратегия развития АЗРФ предусматривает реализацию широкого спектра мер в различных областях и сферах деятельности. Так, наряду с мерами в сфере здравоохранения, науки, образования, жилищного строительства, инвестиций и экологии, предусмотрены меры в области добычи углеводородного сырья.

В соответствии с инициативным проектом Минприроды России «Геология: возрождение легенды», из 30 млрд. руб. на проведения геологоразведочных работ выделяются значительные «денежные средства на геолого-поисковые работы, составление новейших геологических карт, разработку перспективных месторождений в Арктике, а также на техническое перевооружение государственного сектора геологоразведки в целях укрепления позиций России на архипелаге Шпицберген» [4]. Необходимо подчеркнуть, что тема освоения Арктического шельфа и разработки месторождений углеводородного сырья является чрезвычайно актуальной, несмотря на имеющиеся проблемы [1, 2].

В силу уникальности и огромного экономического потенциала территории в АЗРФ эффективно действуют преференциальные режимы поддержки субъектов экономической деятельности, представленные территориями опережающего социально-экономического развития (ТОР). Так, ТОР «Столица Арктики» (первая арктическая ТОР, созданная согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.05.2020г. № 656 на территории Мурманской области) и АРЗФ за год своего существования привлекли 250 компаний с инвестиционными проектами на общую сумму более 420 млрд руб. [5].

Российская Федерация в числе 8 приарктических государств является членом Арктического совета (АС), созданного в целях содействия сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов. Сегодня еще 13 стран, включая КНР, имеют статус страны-наблюдателя в АС. Не совсем понятно, за чем и как именно они наблюдают, но желающих попасть в этот список становится все больше, так как в мире поверили в альтернативный Суэцкому каналу судоходный маршрут.

Потребность в инвестициях на развитие АЗРФ (включая потребности СМП, создание объектов инфраструктуры, освоение месторождений полезных ископаемых и др.) чрезвычайно велика. СМП требует масштабного судостроения для транзита грузов — атомный ледокольный флот, разработка шельфа — ледостойких добычных платформ, газовозов и т.д., так как особенностью подавляющей части российского шельфа является наличие практически круглогодичного ледового покрова. Перспективы российского судостроения в контексте развития АЗРФ связаны с созданием судостроительного комплекса (ССК) «Звезда» на базе Дальневосточного центра судостроения и судоремонта и реализацией уникального масштабного проекта «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений» (ЦСКМС) в Мурманской области.

ССК «Звезда» — проект консорциума АО «Роснефтегаз», ПАО «НК «Роснефть» и АО «Газпромбанк»; финансовым партнером проекта является Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», предоставляющая заказчикам льготное финансирование по лизинговой схеме. Объекты в составе ЦСКМС предназначены для изготовления морских комплексов по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного и стабильного газового конденсата. ЦСКМС является первым в мире предприятием по серийному производству линий сжижения природного газа на основаниях гравитационного типа. По сути, это завод по производству заводов СПГ, где они строятся и далее транспортируются к месту добычи углеводородов. Кроме того, здесь будут производить сборку оборудования для морских добычных комплексов, а также ремонт и обслуживание морской техники, используемой при освоении морских нефтегазоконденсатных месторождений. ЦСКМС реализуется огромным числом подрядчиков и производителей отечественного СПГ-оборудования, это успешный пример локализации и импортозамещения для проектов ПАО «НОВАТЭК». Так, если у первого проекта «Ямал СПГ» уровень локализации был около 30%, то по проекту «Арктик СПГ-2» планируется достигнуть уровня 50–60% и, в перспективе, добиться импортозамещения 90% и более [6].

В соответствии с программой развития ледокольного флота государственной корпорации «Росатом» предусмотрено строительство новых атомных ледоколов проекта 22220, которые гарантируют российское лидерство в Арктике. Так, до 2030г. из бюджета будет выделено 118 млрд. руб. на строительство двух атомных ледоколов ЛК-60, которые предполагается ввести в эксплуатацию, соответственно, в 2028г. и 2029г, и 25 млрд. руб. на строительство судна атомно-технологического обслуживания, которое планируется ввести в эксплуатацию в 2028г. для обслуживания новых ледоколов (в частности, для перегрузки ядерного топлива) [7].

Дальнейшему развитию СМП будет способствовать также освоение Баимского месторождения меди на Чукотке, что увеличит годовой грузопоток на 2 млн. тонн после ввода в эксплуатации в 2027г. Баимского ГОКа годовой мощностью 70 млн. тонн руды.

С кем нам по пути в решении поставленной государственной задачи развития АЗРФ? В первую очередь, это Китай, формат прежнего сотрудничества с которым можно было определить как ситуационное партнерство. Сейчас это партнерство стратегическое, что принципиально меняет содержание российско-китайского сотрудничества в Арктике.

В современных геополитических условиях Россия не возражает против интеграции СМП в китайский проект «Ледовый шелковый путь» [3]. Китайская судоходная компания COSCO Shipping с 2020г. выполняет рейсы по СМП (11 рейсов в 2020г.). Китай является крупным инвестором в российское Заполярье: так, доля в проекте «Ямал—СПГ» Китайской национальной нефтегазовой компании (CNPC) составляет 20%, а еще 9,9% принадлежит катайскому Фонду Шелкового пути. Китайские инвесторы участвуют также в проекте «Арктик СПГ—2». 4 февраля 2022г. РФ и КНР сформировали совместное заявление о международных отношениях, вступающих в новую эпоху [7]. Россия и Китай как стратегические партнеры договорились последовательно расширять взаимовыгодное арктическое сотрудничество, углублять практическую кооперацию в области устойчивого развития Арктики. Российско-китайское сотрудничество в АЗРФ является взаимовыгодным, это качественный симбиоз опыта России в развитии СМП и Китая, обладающего инвестиционными ресурсами для поддержки российских идей [3].

В последнее время интерес к развитию процессов в Арктике проявляет и Индия. Республика Индия, также как и КНР, с 2013г. является страной-наблюдателем в АС. И все три страны — Россия, Индия и Китай, являются участниками неформального межгосударственного объединения Форум БРИКС. Логично рассматривать возможности развития АЗРФ в контексте совместных трехсторонних инициатив БРИКС, и к каким результатам может привести это многообещающее, по нашему мнению, сотрудничество, покажет время.

В заключении следует озвучить проблему, обусловленную недостаточным использованием в настоящее время огромного потенциала рыночного сегмента «Арктический туризм». Успешная реализация проектов арктического туризма возможна посредством механизма концессии. Рекомендации государственной и муниципальной власти для решения этой задачи: создание в северных регионах управляющих компаний — Центров арктического туризма (ЦАТ); заключение и реализация соглашений о сотрудничестве с участниками отрасли арктического туризма для целей сквозной интеграции оказания услуг на территории северных регионов; выстраивание архитектуры стратегического управления отраслью туризма с управляющей компанией в лице ЦАТ и операционными компаниями, оказывающими услуги по арктическому туризму.

Список источников.
1. Куклина Е.А. Инновационная деятельность предприятий нефтегазового сектора России как ключевой фактор реализации программы освоения Арктики // Горный журнал. — № 5 (2274). — 2020. — С.20-24.
2. Куклина Е.А. Проблемы освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа России / Государство и бизнес. Современные тенденции и проблемы развития экономики: материалы XIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21–22 апреля 2021 г.: в трех частях. Ч. 1. — СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2021. — 318 с. — С.102-111.
3. Куклина Е.А. Современный Китай в экономическом пространстве Арктики // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. Международный научно-аналитический журнал. 2021. — Том 15. — № 1. — С.19-29.
4. Правительство потратит на развитие геологоразведки 30 млрд. руб. // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/10/07/890271-pravitelstvo-geologorazvedki 08.10.2021
5. Преференциальные режимы Арктики за год привлекли 250 проектов на 420 млрд. руб. // URL: https://tass.ru/ekonomika/12770575?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_camp... 06.10.2021
6. Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы // URL:htps://roscongress.org/news/investitsionnye-proekty-v-arktike-preferentsialnye-rezhimy/ 16.06.2022
7. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии // URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5770 04.02.2022

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
30 сентября 2020
Северный морской путь: история, регионы, проекты, флот и топливообеспечение
Коллектив рабочей группы «Энергия Арктики» Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО представляет третий том серии исследований «Энергия Арктики», посвященный развитию Северного морского пути (СМП), логистике и флоту.
Исследования
10 сентября 2018
Перспективы развития мировой экономики, апрель 2018 года. Циклический подъём, структурные изменения

В новом докладе Международного Валютного Фонда представлен анализ текущего состояния мировой экономики, среднесрочный прогноз роста, факторы, влияющие на него, а также необходимые меры для сохранения темпов мирового экономического роста.


Экспертное мнение
29 декабря 2021
Углеродное регулирование: вызовы и возможности для России

Глобальная низкоуглеродная трансформация требует от России переосмысления задач климатической и энергетической политики. Эффективным инструментом сокращения выбросов и диверсификации национальной экономики может стать цена на углерод. Апробация углеродного регулирования запланирована в рамках сахалинского эксперимента, опыт которого затем планируется масштабировать на всю страну.