Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Андрей Белоусов: Маршрут «Север-Юг» в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу

Экспертное мнение
28 апреля 2025
Андрей Белоусов: Маршрут «Север-Юг» в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцкому каналу
Дата выхода
08.12.2022
Авторы
Белоусов Андрей

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации выступил на сессии «Новая логистика и транспортные маршруты» XV Веронского Евразийского экономического форума в Баку, участники которой обсудили развитие инфраструктуры и сервиса наиболее перспективных транспортных маршрутов в Каспийском регионе.

Андрей Белоусов подчеркнул, что по территории Азербайджана сегодня проходят ключевые международные коридоры: западный маршрут коридора «Север-Юг», Транскаспийский международный транспортный маршрут, ТРАСЕКА (Европа-Кавказ-Азия), маршруты «Персидский залив — Черное море» и «Лазуритовый коридор». Формируемый на территории Азербайджана транспортный узел становится центром глобальных цепочек поставок товаров.

«Для современной России ключевую роль приобретает маршрут «Север-Юг». В связи со смещением центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива, исторически сложившаяся транспортная инфраструктура нашей страны требует новых логистических решений. Маршрут «Север-Юг» с выходом в страны Персидского залива, Индии, Китая, Африки в перспективе может стать реальным конкурентом Суэцком каналу. Развитие этого коридора сегодня в решающей мере зависит от взаимоотношений России и Азербайджана, а также от взаимоотношений наших стран с Ираном. В соответствии с поручением Президента России Владимира Путина Правительством Российской Федерации разработана и одобрена детальная «дорожная карта» по развитию коридора «Север-Юг», — отметил Андрей Белоусов.

Было подчеркнуто, что к 2030 году ожидается рост объема российских грузов по коридору «Север-Юг» почти в два раза — с текущих 17 до 32 млн тонн. По словам Андрея Белоусова, в Бакинской декларации от 9 сентября 2022 года отмечено, что к 2030 году провозная мощность западного маршрута этого коридора с текущих 9 млн тонн должна быть увеличена до уровня не менее 15 млн тонн грузов.

«Мы видим, что эти цифры вполне достижимы. За 9 месяцев этого года внешнеторговые перевозки между Россией и Азербайджаном железнодорожным транспортом составили более 5,4 млн тонн — что на 57% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Автомобильные перевозки между нашими странами за 6 месяцев этого года составили 1,5 млн тонн — в 3 раза выше уровня аналогичного периода прошлого года», — заявил первый заместитель Председателя Правительства.

Андрей Белоусов выделил основные направления дальнейшего развития коридора «Север-Юг».

«Во-первых, это развитие железнодорожной инфраструктуры. Второе — синхронизация развития автодорожной инфраструктуры и пунктов пропуска через государственную границу. В этом году удалось в два раза увеличить пропускную способность пунктов пропуска на российско-азербайджанской границе — до тысячи транспортных средств в сутки. Планируется модернизация основных пунктов пропуска с выходом к концу следующего года на пропускную способность в 1,7 тысяч транспортных средств в сутки, а к 2026 году — 3 тысячи транспортных средств в сутки.

В-третьих, предлагаем дополнить инфраструктурные решения комплексом мер по минимизации барьеров и обеспечению „бесшовности“ перевозок. Критически важными станут вопросы недискриминационного доступа участников перевозочного процесса к инфраструктуре, обеспечения свободы транзита, согласованной тарифной политики. Важен поиск решений по упрощению таможенных процедур, отработки механизма платежей и взаиморасчетов, страхования, цифровизации и переходу на электронный документооборот.

В-четвертых, хотели бы предложить рассмотреть возможность создания совместного оператора трех стран Россия — Азербайджан — Иран на всем западном маршруте, который обеспечит сквозной перевозочный сервис и высокий уровень логистических услуг», — отметил Андрей Белоусов.

По мнению первого вице-премьера, примером такого совместного оператора является «ОТЛК», созданный компанией «РЖД» совместно с железными дорогами Казахстана и Белоруссии. По словам Андрея Белоусова, Россия предлагает рассмотреть возможность запуска такого сервиса с учетом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции — контрактовать услуги перевозок, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки.

«Мир на наших глазах входит в новую эпоху. Кто-то говорит о конце глобализации, но правильнее говорить о новом этапе становления многополярного мира. И в этих новых условиях регион Каспийского моря и Закавказья имеет все шансы стать центром экономического роста и процветания. Уверен, что именно устойчивые транспортные, экономические и гуманитарные связи станут основой для этого процветания», — подвел итоги своего выступления Андрей Белоусов.

XV Евразийский экономический форум состоялся в Баку 27-28 октября. Участники обсудили практические вопросы и актуальные проблемы в области экономики и финансов, логистики, здравоохранения, экологии, энергетики и технологических инноваций на пространстве Большой Евразии, объединенных глобальной темой «Евразия на пути к новому геополитическому и социально-экономическому порядку: переход к новой экономике, ориентированной на человека».

Организаторами мероприятия выступают некоммерческая ассоциация «Познаём Евразию» и Фонд Росконгресс, Петербургский международный экономический форум при поддержке Министерства экономики Республики Азербайджан.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
30 марта 2021
Отношения России со странами Прибалтики. Мнение эксперта

Фонд Росконгресс провел онлайн-опрос «Россия — Прибалтика: перспективы взаимоотношений». Николай Маратович Межевич, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН, президент Ассоциации прибалтийских исследований, поделился своим экспертным мнением по результатам опроса и по перспективам развития взаимоотношений России со странами Прибалтики.

Исследования
27 мая 2021
Глобальная мобильность. Отчет за II кв. 2021 г.

В исследовании Henley & Partners, консалтинговой компании, специализирующейся на изучении глобальных вопросов гражданства и межстранового перемещения людей, анализируется влияние пандемии на долгосрочные тенденции глобальной мобильности населения.


Исследования
17 сентября 2020
Путь к восстановлению и надежде для стран АСЕАН

Исследование Делового клуба АСЕАН посвящено мерам, которые страны ассоциации должны принять для восстановления экономики во время и после пандемии COVID-19. В нем описаны возникшие на фоне эпидемии тенденции, которые затрагивают экономическое развитие в странах АСЕАН в настоящем и будут влиять на их экономику и международную торговлю в будущем.


Исследования
5 июня 2019
Российские регионы: где находится потенциал роста?

Эксперты Sberbank CIB подготовили доклад, в котором проанализировали региональные факторы экономического роста с учётом крупных инфраструктурных проектов.