Обзор опубликован специально для XXII Петербургского международного экономического форума.
Развитие инфраструктуры один из лейтмотивов новых майских указов президента. Маловероятно, что властям удастся найти достаточно средств, чтобы самостоятельно покрыть минимальную потребность отрасли в 2,3 трлн руб. (по самой оптимистичной оценке). Чтобы решить инфраструктурные проблемы России придётся привлекать инвестиции из квазигосударственных, частных и внешних источников. То есть, по сути развивать проектное финансирование.
Доля новых сделок проектного финансирования в 2017 году составляла всего 0,28% ВВП. Но 41% этого объёма приходился на сделки в нефтегазовом секторе, а инфраструктура по-прежнему оставалась недофинансированной. Объём частных средств, который попадает в отрасль через проектное финансирование, по оценке InfraONE, вряд ли превышает 0,09 % ВВП или 83 млрд. руб. Эта сумма могла бы быть кратно выше, так как ликвидности для инфраструктуры на рынке достаточно как минимум, 2 трлн. руб.
Основной проблемой остается не отсутствие денег, а невозможность их «взять». Проектов по-прежнему мало, а те, что есть часто используют классические схемы привлечения денег, и в итоге получают средства дороже, чем могли бы. В последние годы разница между условиями, которые финансовые институты предлагают на этапе переговоров и в процессе финансового закрытия, сократилась до 0,65%-1,5%, но отдельные более крупные перекосы на рынке сохраняются. Самым популярным видом финансирования остается долговое, по-прежнему редкость синдицированные кредиты и разные формы проектных облигаций.
Для проектного финансирования открываются новые рынки энергетика, благоустройство, обращение с отходами, морские и речные суда, ледоколы, социально-культурные объекты и многое другое. Многие рынки публичной инфраструктуры в России для инвесторов пока закрыты целиком это пенитенциарная система, космическая инфраструктура, пункты пропуска через границу, инфраструктура воздуха. За рубежом все эти объекты успешно развивают частные инвесторы через механизмы государственно-частного партнёрства. В России проекты тоже могли бы появляться, но это будет зависеть от лоббирования со стороны профильных игроков, а по некоторым направлениям и от особенностей менталитета.