Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Поствыборная инфраструктура России

Исследования
30 мая 2018

Обзор опубликован специально для XXII Петербургского международного экономического форума.

Развитие инфраструктуры — один из лейтмотивов новых майских указов президента. Маловероятно, что властям удастся найти достаточно средств, чтобы самостоятельно покрыть минимальную потребность отрасли в 2,3 трлн руб. (по самой оптимистичной оценке). Чтобы решить инфраструктурные проблемы России придётся привлекать инвестиции из квазигосударственных, частных и внешних источников. То есть, по сути развивать проектное финансирование.

Доля новых сделок проектного финансирования в 2017 году составляла всего 0,28% ВВП. Но 41% этого объёма приходился на сделки в нефтегазовом секторе, а инфраструктура по-прежнему оставалась недофинансированной. Объём частных средств, который попадает в отрасль через проектное финансирование, по оценке InfraONE, вряд ли превышает 0,09 % ВВП или 83 млрд. руб. Эта сумма могла бы быть кратно выше, так как ликвидности для инфраструктуры на рынке достаточно — как минимум, 2 трлн. руб.


Основной проблемой остается не отсутствие денег, а невозможность их «взять». Проектов по-прежнему мало, а те, что есть — часто используют классические схемы привлечения денег, и в итоге получают средства дороже, чем могли бы. В последние годы разница между условиями, которые финансовые институты предлагают на этапе переговоров и в процессе финансового закрытия, сократилась до 0,65%-1,5%, но отдельные более крупные перекосы на рынке сохраняются. Самым популярным видом финансирования остается долговое, по-прежнему редкость — синдицированные кредиты и разные формы проектных облигаций.

Для проектного финансирования открываются новые рынки — энергетика, благоустройство, обращение с отходами, морские и речные суда, ледоколы, социально-культурные объекты и многое другое. Многие рынки публичной инфраструктуры в России для инвесторов пока закрыты целиком — это пенитенциарная система, космическая инфраструктура, пункты пропуска через границу, инфраструктура воздуха. За рубежом все эти объекты успешно развивают частные инвесторы через механизмы государственно-частного партнёрства. В России проекты тоже могли бы появляться, но это будет зависеть от лоббирования со стороны профильных игроков, а по некоторым направлениям и от особенностей менталитета.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Статьи
28 апреля 2020
Ответ CEO на вызовы COVID-19: первоочередные меры и прицел в будущее

Эксперты BCG обсудили с руководителями компаний тревожащие их вопросы и меры, которые они предпринимают на фоне развития кризиса, связанного с COVID-19.


Статьи
28 апреля 2020
Как управлять компанией в условиях пандемии

Пандемия COVID-19 продемонстрировала, что системы, созданные прежде всего для поддержания эффективности, оказываются хрупкими в условиях стресса. Как поменять подход к планированию в ответ на вызовы времени?

Исследования
27 июня 2018
Новые инструменты привлечения финансирования для развития технологических компаний: практика использования и перспективы развития в России

В докладе ЦСР систематизирована информация о текущем состоянии и тенденциях развития краудфинансирования в России и других странах, а также на основании лучших мировых практик представлены предложения о подходах к регулированию, которые бы могли обеспечить наиболее эффективное развитие отрасли в России.

Исследования
27 июня 2018
Интегрированная транспортная система

В докладе ЦСР «Интегрированная транспортная система» представлены пути решения трех ключевых проблем российского транспортного комплекса: технологическая отсталость, недоинвестирование и недостаточно эффективное государственное регулирование.