Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Поствыборная инфраструктура России

Исследования
30 мая 2018

Обзор опубликован специально для XXII Петербургского международного экономического форума.

Развитие инфраструктуры — один из лейтмотивов новых майских указов президента. Маловероятно, что властям удастся найти достаточно средств, чтобы самостоятельно покрыть минимальную потребность отрасли в 2,3 трлн руб. (по самой оптимистичной оценке). Чтобы решить инфраструктурные проблемы России придётся привлекать инвестиции из квазигосударственных, частных и внешних источников. То есть, по сути развивать проектное финансирование.

Доля новых сделок проектного финансирования в 2017 году составляла всего 0,28% ВВП. Но 41% этого объёма приходился на сделки в нефтегазовом секторе, а инфраструктура по-прежнему оставалась недофинансированной. Объём частных средств, который попадает в отрасль через проектное финансирование, по оценке InfraONE, вряд ли превышает 0,09 % ВВП или 83 млрд. руб. Эта сумма могла бы быть кратно выше, так как ликвидности для инфраструктуры на рынке достаточно — как минимум, 2 трлн. руб.


Основной проблемой остается не отсутствие денег, а невозможность их «взять». Проектов по-прежнему мало, а те, что есть — часто используют классические схемы привлечения денег, и в итоге получают средства дороже, чем могли бы. В последние годы разница между условиями, которые финансовые институты предлагают на этапе переговоров и в процессе финансового закрытия, сократилась до 0,65%-1,5%, но отдельные более крупные перекосы на рынке сохраняются. Самым популярным видом финансирования остается долговое, по-прежнему редкость — синдицированные кредиты и разные формы проектных облигаций.

Для проектного финансирования открываются новые рынки — энергетика, благоустройство, обращение с отходами, морские и речные суда, ледоколы, социально-культурные объекты и многое другое. Многие рынки публичной инфраструктуры в России для инвесторов пока закрыты целиком — это пенитенциарная система, космическая инфраструктура, пункты пропуска через границу, инфраструктура воздуха. За рубежом все эти объекты успешно развивают частные инвесторы через механизмы государственно-частного партнёрства. В России проекты тоже могли бы появляться, но это будет зависеть от лоббирования со стороны профильных игроков, а по некоторым направлениям и от особенностей менталитета.


Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 июля 2020
Перспективы развития городской среды России и её адаптации к последствиям COVID-19

В аналитической записке РАНХиГС дана оценка краткосрочных и возможных долгосрочных последствий влияния пандемии на тенденции пространственного развития, изменение запросов граждан и требований к городской среде, а также представлены рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере городского развития с учетом уроков COVID-19.


Экспертное мнение
13 июня 2022
«Никакой кризис не снимает поставленных задач»

В преддверии ПМЭФ генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев рассказал о том, как кризисные явления сказались на проектах устойчивого развития в России и почему он готов лично инвестировать в отрасль.

Экспертное мнение
22 мая 2019
Презентация доклада заместителя президента РАН В. В. Иванова «Российское образование: цели, задачи и перспективы. Постановка проблемы»
13 мая 2019 г. в рамках заседания экспертной группы с целью выработки рекомендаций по кадровому обеспечению реализации стратегических задач развития страны прошло выступление заместителя президента Российской академии наук В.В. Иванова.
Исследования
18 сентября 2019
Индикативный анализ влияния перехода на механизм эскроу-счетов для типового жилого проекта и проекта комплексной жилой застройки

В 2018 году началась самая значимая реформа по развитию российской строительной отрасли и решению основных проблем долевого строительства, а с середины 2019 года планируется переход к проектному финансированию с использованием эскроу-счетов. В исследовании PwC рассматривается эффект от использования эскроу-счетов.