Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

«Поворот на Восток происходит через Арктику»

Экспертное мнение
3 сентября 2022
«Поворот на Восток происходит через Арктику»
Дата выхода
02.09.2022
Авторы
Чекунков Алексей
Открыть PDF

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков рассказал журналу ВЭФ — 2022 о влиянии политической ситуации на развитие региона, самом выгодном инфраструктурном проекте в истории России и новом подходе к планированию городов.

Как нынешняя геополитическая ситуация повлияла на Дальний Восток? Он в большей степени выиграл или проиграл?

Сегодня более 2,7 тыс. инвесторов реализуют проекты на Дальнем Востоке с использованием системы мер государственной поддержки — преференций территорий опережающего развития, свободного порта Владивосток, Арктической зоны РФ, инфраструктурной субсидии, льготного финансирования в рамках антисанкционного пакета. Фактические инвестиции в дальневосточные проекты превысили 2,7 трлн руб. При этом по темпам роста инвестиций в основной капитал Дальний Восток в 2015–2021 годах опередил другие регионы почти в четыре раза, а по темпам роста производства — более чем на треть. 527 предприятий уже введено в эксплуатацию, создано более 102 тыс. новых рабочих мест.

В этом году из-за действий недружественных стран дальневосточный бизнес столкнулся с трудностями — сбоями в поставках оборудования, взаиморасчетах, разрывом логистических цепочек, которые выстраивались годами. Однако предпринятые последовательные шаги по поддержке экономики и социальной сферы позволили сохранить равновесие. Большинство компаний не отказались от реализации проектов и продолжают инвестировать в развитие региона. Мы со своей стороны стараемся помогать предпринимателям, всегда на связи в режиме 24/7.


Уверен, что на длинной дистанции российские предприниматели выиграют, потому что станут сильнее — ведь алмаз кристаллизуется под давлением. Сегодня инвесторы диверсифицируют как технологические, так и финансовые риски. Дополнительный стимул получила российская промышленность: мы видим, что процесс импортозамещения набирает обороты практически во всех отраслях.

Доверие инвесторов к Дальнему Востоку сохранилось. А в чем вы видите главные вызовы для развития региона сегодня? И какие механизмы используются для решения этих вопросов?

Инфраструктурные ограничения — один из ключевых факторов, который держит в узде накопившую силы дальневосточную экономику и не способствует притоку внешних инвестиций. Мы уже сегодня видим дефицит провозных способностей на востоке России в мощностях по транспортировке, превышающий 70 млн тонн. Через три года, по нашим оценкам, он может достигнуть 150 млн тонн. Решить эту проблему позволят, во-первых, уже реализуемые проекты расшивки узких мест в железнодорожной инфраструктуре, которые должны быть синхронизированы с модернизацией портов, мостов, погранпереходов, складских, логистических комплексов. В этом году на Дальнем Востоке открыты два новых трансграничных моста: Нижнеленинское—Тунцзян в Еврейской автономной области и Благовещенск—Хэйхэ в Амурской области. Во-вторых, сделана ставка на масштабные морские перевозки, в том числе на транспортировку контейнерных грузов по СМП. Сейчас совместно с «Росатомом» раскатываем регулярную каботажную линию. Лихтеровоз «Севморпуть» курсирует по маршруту Санкт-Петербург — Дальний Восток и в обратном направлении. На первом этапе перевозятся контейнеризированные грузы, в том числе для целей северного завоза, но в дальнейшем их перечень расширится.


Еще один вызов — дефицит кадров. Корпорацией развития Дальнего Востока реализуется ряд программ по привлечению в регион специалистов самых востребованных направлений. Также помогаем трудоустроиться вынужденным переселенцам с Украины, из ЛНР и ДНР, принявшим решение переехать на Дальний Восток.

Стартовала и реализуется программа подготовки управленческих кадров «Муравьев-Амурский 2030». Поступление на программу равно поступлению на госслужбу: курсанты подписывают контракт, обязуясь отработать два года на федеральном или региональном уровне управления либо в институте развития. Учебные модули предполагают не только практические занятия, но и погружение в практику непосредственно на территориях, рука об руку с будущими работодателями. Плотно работая в проектах вместе с действующими руководителями органов власти и институтов развития, курсанты напитываются не только знаниями, но и духом, необходимым для успешной работы на Дальнем Востоке и в Арктике. За следующие пять лет мы выпустим 100–150 таких новых управленцев для Дальнего Востока, и это будет «уникальная когорта».

Как в целом обстоят дела с развитием Севморпути?

Поворот на восток происходит через Арктику — другой возможности наладить поставки того количества грузов, которое уже производится и будет производиться на севере, в ближайшие годы попросту нет. Только реализуемые сегодня вдоль СМП мегапроекты по добыче и сжижению газа, добыче нефти, других полезных ископаемых уже в 2025 году обеспечат грузопоток объемом более 100 млн тонн.


По поручению президента России правительство утвердило план развития Северного морского пути на период до 2035 года. Это стратегический документ, объединяющий ключевые мероприятия по развитию СМП как национальной и международной транспортной артерии, созданию сопутствующей инфраструктуры и обеспечению безопасности судоходства.

План включает в себя 152 проекта, направленных на развитие экспортной и каботажной грузовой базы, транспортной инфраструктуры, грузового и ледокольного флота, управление, развитие и обеспечение безопасности судоходства по СМП. Общий объем инвестиций в развитие СМП до 2035 года составит почти 1,8 трлн руб., в том числе 620 млрд руб. из федерального бюджета. Эти инвестиции дадут свыше 16 трлн руб. налогов в бюджет до 2035 года. СМП, таким образом, станет одним из самых выгодных инфраструктурных проектов в истории России.


Россия год председательствует в Арктическом совете. Что удалось и не удалось за это время?

С начала председательства проведено более 30 мероприятий с участием более 7 тыс. человек из 15 стран. В повестке дня форумов и конференций — поддержка КМНС, развитие технологий, глобальное потепление, безопасность, культура, туризм и другие темы. В этом году недружественные страны своими действиями попытались разделить Арктику надвое. Однако такой раскол невозможен. Уверен, что санкционная повестка себя рано или поздно исчерпает и всем участникам Арктического совета придется вернуться к конструктивному взаимодействию. Мы для такой работы всегда открыты.


Многие города, Владивосток в частности, представят на ВЭФ свои мастер-планы. В чем отличие нового подхода к развитию городов от прежнего?

Исторически дальневосточные города возникали из острогов и постов, созданных легендарными первопроходцами. Такие населенные пункты, по сути крепости, становились форпостами государства на восточном направлении. Например, из поста Зейского возник Благовещенск. Пост Владивосток стал городом после того, как было принято решение создать в Приморье главный порт на Тихом океане. В советский период дальневосточные города активно развивались вокруг крупных промышленных предприятий. Сегодня начался очередной цикл их трансформации. На этот раз главным двигателем процесса являются запросы людей на повышение качества жизни практически во всех сферах.

По поручению президента России разработаны проекты мастер-планов городских территорий с населением более 4,1 млн человек. С ними можно будет ознакомиться на ВЭФ. Мастер-планы Петропавловска-Камчатского, Улан-Удэ и Магадана представим президенту России. Разработчики спросили у жителей, что их волнует в первую очередь и какие новые объекты нужны прежде всего. Все города постарались найти свою миссию, проработать план развития в пространстве, посчитать экономику развития до 2030 года и определить приоритетные, локомотивные проекты. Вместе с губернаторами, которые были активно вовлечены в процесс мастер-планирования, будем бороться за воплощение градостроительных идей в жизнь.


Год назад мы говорили о Национальной программе развития Дальнего Востока, по которой в ближайшие четыре года ключевые показатели жизни людей должны расти опережающими темпами по сравнению с остальной Россией. Удается ли соблюдать это условие? И каким образом?

Президент России поручил остановить отток населения с Дальнего Востока к 2035 году. В 2021-м общая демографическая убыль населения в ДФО снизилась на 23,3%. В ряде регионов — Якутии, на Чукотке, в Камчатском крае — зафиксирован демографический прирост. В прошлом году впервые за 12 лет на Дальний Восток переехало больше людей, чем уехало из региона, — миграционный приток превысил 7,4 тыс. человек.

Цифры говорят о том, что привлекательность региона для работы и жизни заметно возросла. В том числе благодаря действующей на Дальнем Востоке системе преференций и социальным программам. Таким как демографический пакет с повышенными выплатами для семей с детьми, дальневосточная ипотека, позволяющая улучшить жилищные условия с помощью льготных кредитов под 2% годовых.

Несмотря на позитивные статистические сигналы, пока окончательно переломить негативные тренды не удалось. Но необходимые для этого рычаги созданы. Правительством России разработан пакет стратегических решений, реализация которых в сочетании с уже действующими государственными программами ускорит переход от сокращения к росту численности населения. Будут реализованы масштабные проекты, направленные на рост рождаемости, снижение смертности, развитие здравоохранения, привлечение специалистов, повышение качества общего и высшего образования, развитие городской среды, обновление дальневосточных городов. Уверен, что решения и социальные инициативы, принятые на ВЭФ, дополнительно усилят этот план действий, а дальневосточники ощутят эффект от этой работы в повседневной жизни.



Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Экспертное мнение
30 августа 2021
Дальний Восток – точка роста России в XXI веке

Управление большой компанией сродни управлению мини-государством. Руководители выстраивают международные отношения, решают логистические и управленческие задачи, взаимодействуют с научным и экспертным сообществом, создают тысячи рабочих мест. И для них важна судьба территорий, с которыми они связали свою жизнь и карьеру. Сергей Дарькин родился и вырос в приморском крае, в 37 лет он стал самым молодым губернатором региона. Сегодня, уйдя из политики, он возглавляет ПАО Тигр — один из крупнейших холдингов на дальнем востоке, который занимается проектами в рыболовной, туристической, строительной и промышленной отраслях. Бизнесмен рассказал о том, с чем столкнулась его компания во время пандемии, об отношениях с западными партнерами и поделился своим видением развития Дальнего Востока.


Экспертное мнение
26 ноября 2021
Подготовка квалифицированных кадров для инвестпроектов в Арктике

Саммари сессии «Кадры для инвестиционных проектов в Арктике» в рамках конференции по привлечению кадров в Арктику, состоявшейся в 15-16 ноября 2021 г. в Архангельске.


Исследования
27 апреля 2024
Внешняя торговля: Россия, Китай, Дальний Восток

Совместное исследование Восточного центра государственного планирования и Дальневосточного федерального университета о текущих тенденциях и перспективах развития внешней торговли России и Китая.


Экспертное мнение
22 мая 2018
«Инвестиции для опережающего развития»

Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев рассказывает о том, почему вкладываться в Россию стоит именно сейчас.