Доклад подготовлен по итогам мероприятия «Российско-канадское сотрудничество в сфере устойчивого развития Арктического региона» в рамках проекта ThinkArctic, реализуемого совместно Фондом Росконгресс, Центром комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ и Аналитическим центром при Правительстве РФ. Проект ThinkArctic реализуется в рамках Программы председательства России в Арктическом совете в 20212023 годах.
Арктическая стратегия Канады: приоритеты, цели и механизмы
Арктика занимает центральное место в национальных приоритетах по укреплению идентичности и безопасности, является составным элементом национальных ценностей и интересов Канады. Канадская Арктика охватывает 40% территории страны, в ней проживает более 200 тыс. граждан, более половины из которых являются представителями коренных малочисленных народов севера (КМНС).
В продвижении канадских арктических приоритетов задействованы многие департаменты правительства Канады как внутри страны, так и за ее пределами.
В рамках своей арктической политики Канада стремится к решению причин и последствий изменения климата, установлению между коренными малочисленными народами севера и представителями других народов Канады отношений, основанных на доверии и взаимном уважении, поддержке устойчивого экономического развития Севера. Для достижения поставленных целей проводится работа с местными сообществами, НКО и НПО внутри Канады, а также с международными партнерами.
Департамент международных отношений Канады (Global Affairs Canada) отвечает за координацию и руководство международными аспектами канадской политики по развитию Арктики. Основные цели, продвигаемые Департаментом международных отношений в циркумполярной Арктике, включают в себя:
содействие в становлении Канады мировым лидером в области арктической науки и исследований;
отстаивание позиций Канады на международной арене и повышение авторитета Канады в решении вопросов Севера.
В сентябре 2019 года был опубликован документ «Основы политики в отношении Арктики и Севера», в котором содержится определение общих направлений и приоритетов деятельности правительства Канады в Арктике на период до 2030 года.
Ключевым международным обязательством, лежащим в основе канадских «Основ политики в отношении Арктики и Севера», является Повестка дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года, что отмечается в самом документе и прослеживается в целях «Основ политики». Среди целей Основ политики в отношении Арктики и Севера Канады 2019 г.:
развитие инфраструктуры с целью сокращения разрыва между северными регионами и другими территориями Канады;
развитие устойчивой инклюзивной экономики в северных регионах;
развитие науки и образования для грамотного принятия решений;
защита экосистем северных регионов Канады;
установление международного порядка в Арктике, основанного на нормах международного права;
обеспечение безопасности северных территорий и их народов;
поддержка связей между представителями коренных малочисленных народов и другими жителями Канады.
Механизмы и форматы международного сотрудничества Канады
Ведущими многосторонними форматами для обсуждения арктической повестки Канада считает Арктический совет, Форум арктической береговой охраны, Арктический экономический совет и различные организации ООН, включая Международную морскую организацию.
Двусторонние механизмы
В «Основах политики в отношении Арктики и Севера» отмечается важность взаимодействия Канады с арктическими и неарктическими государствами. В первую очередь, это США и Дания. Демографические, географические и социально-экономические сходства между канадской Арктикой, американской Аляской и датской Гренландией служат основой сотрудничества между государствами.
Спецификой канадского подхода является сотрудничество не только на уровне центральных правительств, но также на уровне руководства территорий и провинций, на уровне организаций, представляющих интересы КМНС.
С США и Данией Канада стремится к мирному двустороннему урегулированию споров относительноморских границ. Особую роль в канадском международном сотрудничестве играет взаимодействие со странами Северной Европы Финляндией, Исландией, Норвегией и Швецией. Взаимодействие с этими государствами по вопросам развития севера и Арктики происходит преимущественно в рамках Совета министров северных стран (Nordic Council of Ministers).
Канада планирует налаживать отношения с Россией по ключевым вопросам арктической повестки, таким как проблемы коренных малочисленных народов севера, научное сотрудничество, охрана окружающей среды, судоходство и поисково-спасательные работы.
Российско-канадское сотрудничество в области устойчивого развития
В Арктике Россия и Канада выступают с близких позиций в Арктическом совете в контексте обеспечения устойчивого развития и налаживания международного сотрудничества в «северном измерении». Поддерживаются связи между официальными лицами, профильными экспертами, представителями академического сообщества по широкой повестке дня, включая вопросы положения коренных малочисленных народов севера, континентального шельфа, климата, защиты окружающей среды, рыболовства и судоходства в Арктике.
Российско-канадское сотрудничество отличается проработанной нормативно-правовой базой. В области сотрудничества в Арктическом регионе первым всеобъемлющим документом стало Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере, подписанное 19 июня 1992 г. Среди прочих приоритетных направлений сотрудничества в этом документе были выделены следующие, отвечающие ЦУР ООН:
рациональное землепользование и землеустройство;
предотвращение переноса и воздействия вредных загрязнителей на окружающую среду;
образование и профессиональная подготовка;
рыбохозяйственные науки и технологии;
здравоохранение и оказание медико-санитарной помощи;
туризм.
Российско-канадское сотрудничество в многосторонних форматах
Наиболее интенсивная кооперация Канады и России в области устойчивого развития происходит в многостороннем формате в рамках Арктического совета.
В 2020 г. в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию под руководством России стартовал проект «Арктический демографический индекс». В качестве соруководителей выступают Норвегия и Канада. Целью данного проекта является разработка методологии расчета демографического индекса, основанного на двух естественных параметрах: естественная убыль и естественный прирост населения, и одном механическом: миграционных процессах.
В сфере продовольственной политики подходит к завершению проект в рамках рабочей группы по устойчивому развитию (SDWG) «Арктический продовольственный инновационный кластер». В рамках проекта разработан план по созданию инновационного продовольственного кластера, который должен отвечать текущим глобальным и региональным вызовам в области обеспечения продовольственной безопасности.
Существует ряд успешно завершенных проектов с участием Канады и России, которые были продлены на вторую фазу, и активно реализуются в настоящее время. Среди таковых проект о культуре питания коренных народов «Молодежь коренных народов Арктики, изменение климата и культура питания».
Перспективы развития российско-канадского сотрудничества
Сотрудничество России и Канады в значительной степени осложнено пакетами санкций против российских физических и юридических лиц, наложенными властями Канады. Тем не менее, именно Арктический регион имеет потенциал развития в качестве основной точки укрепления сотрудничества между двумя государствами.
В докладе отмечается, что основной площадкой развития сотрудничества России и Канады в области устойчивого развития в Арктике останутся рабочие группы в рамках Арктического совета. Однако существует весомый потенциал развития отношений в двустороннем формате по множеству вопросов, в частности по следующим направлениям:
- Улучшение качества жизни коренных малочисленных народов севера
Россия и Канада совместно работают над проектами по защите прав коренных народов, которые реализуются в рамках многосторонних форматов сотрудничества. Например, они участвуют в проекте «Молодежь коренных народов Арктики, изменение климата и культура питания», в рамках Рабочей группы по устойчивому развитию Арктического совета (Sustainable Development Working Group, SDWG). Стоит ожидать продолжения сотрудничества в этом направлении.
- Повышение доступа к здравоохранению и медикаментам
Сфера северного здравоохранения представляет собой потенциальную область активного сотрудничества, как в двусторонних межправительственных форматах, так и в многосторонних и негосударственных форматах, в частности на площадке Международного союза циркумполярного здравоохранения.
- Развитие образования и науки, исследований Арктики
Перспективным представляется дальнейшее развитие совместных исследовательских проектов, в том числе осуществление научного обмена (обеспечение научной мобильности кадров). В частности, полезным может быть сотрудничество по продвижению языков коренных малочисленных народов севера, по языковым обменам между жителями канадской и российской Арктики, в том числе с применением онлайн-технологий.
- Защита окружающей среды и управление климатическими рисками
Канада и Россия имеют потенциал для объединения усилий с целью осуществления мер по предотвращению и контролю загрязнений арктической морской среды деятельностью на суше и в море, что также тесно связано с развитием систем мониторинга состояния окружающей среды.
- Развитие устойчивого туризма
Целесообразным видится запуск совместных туристических программ, предусматривающих путешествия в российскую и канадскую Арктику.
- Разрешение вопросов свободы судоходства в Северном Ледовитом океане и определение территориальных границ в Арктике
Представляется возможным развитие сотрудничества по вопросу объединения усилий для отстаивания новых условий судоходства в рамках Северного морского пути (СМП) и части Северо-Западного прохода, пролегающего через Канадский арктический архипелаг, на международном уровне, что принесет выгоды для России и Канады.
- Сотрудничество на уровне арктических регионов России и Канады
Согласно мнению российских и канадских участников конференции по Российско-канадскому сотрудничеству в области устойчивого развития Арктики, перспективным представляется развитие сотрудничества на уровне регионов России и Канады. Так, Салехард и Мурманск могли бы найти себе побратимов среди канадских городов. Особенно необходимо и возможно развитие побратимских связей Мурманска и Сент-Джонса, которые объединяет история северных конвоев периода Второй мировой войны. Возможно развитие связей с такими канадскими городами, как Икалуит, Форт Мак-Мюррей города, которые близки к российским арктическим территориям по своей географии, экономическому укладу и истории.
- Обмен информацией и данными
Ключевым вопросом развития российско-канадского сотрудничества в Арктике является вопрос обмена научной информацией, а также данными, связанными с климатическими изменениями в Арктике. В частности, существует проблема невозможности обмена данными в текущих политических условиях, что серьезно снижает эффективность принятия решений в области устойчивого развития Арктического региона.
Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Арктика, Устойчивое развитие, Окружающая среда, Туризм, Культура, Здравоохранение, Предпринимательство, посвященными вопросам устойчивого развития Арктики.