Инвестируй в Россию — инвестируй в регионы!
Вся аналитика

Итоги V Международного Арктического Форума «Арктика – территория диалога»

Аналитические дайджесты
14 октября 2019

V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога» (МАФ-2019), состоявшийся в Санкт-Петербурге 9–10 апреля 2019 года, проходил под девизом «Арктика. Океан возможностей». Повестка Форума была посвящена обсуждению вопросов комплексного социально-экономического развития арктических территорий, выработке механизмов раскрытия и освоения ресурсного потенциала региона. В Форуме приняли участие более 3600 представителей российских и международных политических, научных и деловых кругов, ведущих средств массовой информации.

Арктика обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций. Однако раскрытию экономического потенциала Арктики препятствует ряд проблем экономического характера. В первую очередь это издержки ведения деятельности — повышенные затраты на завоз топлива, материалов и оборудования, оплату труда; ускоренный износ техники; необходимость компенсации экологических рисков; неразвитость инфраструктуры.

Российское государство уделяет значительное внимание освоению и развитию Арктического региона. Так, сформированы новые органы управления территорией: Арктика включена в сферу ответственности Министерства по развитию Дальнего Востока; разработаны государственные программы по шести стратегическим направлениям развития Арктики: авиация, судостроение, спецтехника, навигация, нефтегазовые технологии, специальные материалы.

Особое внимание необходимо уделять развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры в Арктическом регионе, подчеркнул Президент Российской Федерации Владимир Путин: «Хорошо понимаем, что это основа, необходимая база для будущих инвестиций и бизнес-инициатив». В настоящее время Российская Федерация реализует ряд крупных проектов по созданию транспортной инфраструктуры в материковой части Арктической зоны. Ключевой из них — создание Северного широтного хода (СШХ). По оценке Министерства транспорта РФ, СШХ обеспечит значительное сокращение — до 1000 км — протяжённости транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Кроме того, реализация проекта будет способствовать решению проблемы перегруженности существующего южного маршрута, выходящего на Транссибирскую магистраль. Для изолированных энергетических сетей в отдалённых районах Арктики перспективно внедрение малых энергоустановок на органическом топливе, атомных станций малой мощности, мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности, технологий возобновляемой энергетики.

Изменение климата — ключевой фактор, который необходимо учитывать при освоении Арктики. Глобальное потепление, вызванное ростом выбросов парниковых газов, создаёт угрозу хрупкой экологии региона. Необходимо активизировать научные исследования в Арктике, обеспечить непрерывный мониторинг ситуации в регионе. Основа решения проблем экологии — международное сотрудничество. Продвижение природосберегающих и природоподобных технологий во всех сферах — в промышленности, транспорте и в энергетике — станет приоритетом председательства России в Арктическом совете, которое она примет в 2021 году. Основными инструментами социального развития арктических регионов должны стать национальные проекты. Но участники Форума предложили и ряд дополнительных механизмов, которые помогут улучшить положение дел в сферах здравоохранения, жилищного строительства и образования. Главное — развитие этих сфер должно идти с учётом потребностей и особенностей региона.

Аналитика на тему

Все аналитические материалы
Исследования
16 июля 2020
Перспективы развития городской среды России и её адаптации к последствиям COVID-19

В аналитической записке РАНХиГС дана оценка краткосрочных и возможных долгосрочных последствий влияния пандемии на тенденции пространственного развития, изменение запросов граждан и требований к городской среде, а также представлены рекомендации по совершенствованию государственной политики в сфере городского развития с учетом уроков COVID-19.


Экспертное мнение
9 июня 2020
«Мы создали “экономику смерти”. Должен быть другой путь»

На сессии «От потрясений к преобразованиям» на Петербургском международном экономическом форуме в 2017 году основатель компании Dream Change и автор нашумевшей книги «Исповедь экономического убийцы» Джон Перкинс рассказал, чем «экономика жизни» отличается от «экономики смерти» и почему человечество должно выбрать именно первый путь.


Экспертное мнение
27 декабря 2022
Инвестиции в развитие – инвестиции в человека

Важным аспектом жизни современного российского общества следует признать поиск новых идей, смыслов и форм реализации совместной деятельности государства, бизнеса и граждан страны в сфере науки, культуры и спорта в условиях роста внешних угроз традиционному российскому укладу жизни.

Исследования
30 августа 2021
Review Экология

В сборнике статей, подготовленном BCG, собраны материалы на тему окружающей среды, проблем изменения климата, возможных способов их решения, а также других вопросов экологии.